Дева Мария: телесное Вознесение или Успение?

Великий праздник Успения Пресвятой Богородицы, как и большинство других, в православных и католических храмах отмечают по разным календарям: христиане западного обряда — по григорианскому, 15 августа; восточные, ортодоксы, — по юлианскому, 28 августа. Следует отметить, что столь привычное для славянского уха слово "успение" в русском католичестве употребляется лишь как дань языку. Латинское название "Assumption" означает "взятие", "принятие", поэтому в западной традиции название праздника дословно звучит как "взятие Пресвятой Девы Марии в небесную славу".

Греки, от которых приняла апостольское преемство Русская православная церковь, называли его "Koimesis" — "Погружение в сон" (отсюда и "успение" — церковнославянский аналог богословского термина). Бесспорно, различия в праздновании перехода Царицы Небесной из земной жизни в вечную на Востоке и Западе не сводятся лишь к словам и оттенкам значения. Что же еще необычное для наших, по традиции православных широт можно отметить в католическом Assumption, если углубиться в историю его празднования?

В первую очередь, влияние мариологических догматов, не существовавших до так называемой "Великой схизмы" 1054 года, один из которых говорит о Ее Вознесении на небеса. Интересные суждения о нем встречаются в труде Ю. Табака "Православие и Католичество. Основные догматические и обрядовые расхождения". Автор пишет:

"Уже к Новому времени в народном сознании стран католической Европы сформировались представления о Марии не просто как о евангельской Деве, на которую таинственным образом пал выбор Божий быть Матерью Его Сына, но как об активной со-участнице, со-исполнительнице Божественного замысла Спасения. Если само понятие Богоматеринства в средневековом сознании уже с трудом совмещалось с представлениями о малейшей скверне применительно к Марии, то исключительная роль, отводимая Марии в сотериологии (учении о Спасении), тем более требовала разработки соответствующего богословского базиса. Однако развитие догматической мысли являлось не только отражением и закреплением церковного Предания, но было вызвано и требованиями ее собственной логической непротиворечивости. Абсолютная святость Матери Божией предполагала непричастность Ее первородному греху — отсюда и возникла вера в непорочное зачатие Богородицы, позднее зафиксированная в церковном догмате. Но разве не следствием первородного греха является конечность человеческой жизни, тленность человеческой плоти? Будучи изначально непорочной, Мария не могла бы, подобно остальным людям, быть подверженной смерти. Поэтому параллельно с развитием концепции непорочного зачатия богословами напряженно обсуждался вопрос об обстоятельствах конца земной жизни Марии".

Читайте также: Ave, Maria! Благовещение Пресвятой Деве

Перед Восточной Церковью, которая никогда не знала догмата о непорочном зачатии Приснодевы, такой вопрос в принципе никогда не стоял. Но в католичестве он возник и нуждался в поиске ответа. Путь этих исканий чрезвычайно интересен. Например, по словам Ю. Табака, на протяжении VII-IX веков на Западе сосуществовали параллельно две традиции, сохранившие свое название до сих пор: "морталистов" (настаивающих на факте физической смерти Божией Матери) и "имморталистов". Последние, опираясь на апокрифическое послание Псевдо-Августина, утверждали о факте телесного вознесения Пречистой в Небесное Царствие без вкушения ею смерти. В то время как первые, согласно посланию Псевдо-Иеронима, настаивали, что было только вознесение души и нетленность тела после преставления. Морталистскую концепцию разделяли такие известные теологи-мыслители, как Фома Аквинский, Бонавентура и Дунс Скотт. Они отмечали также, что Приснодева, удостоившись Непорочного Зачатия и Рождения Спасителя, должна была последовать за Ним, пройдя через естественную кончину и вознесясь на небеса. Известные "морталисты" особо подчеркивали то, что лишь таким образом Богородица могла удостоиться воскрешения и прославления, как Ее Единородный Сын.

Это понимание Успения стало доминировать примерно в XIII веке, а в XVIIІ веке, как обозначает упомянутый выше исследователь, его стали рассматривать скорее с точки зрения христианского благочестия, нежели в качестве объекта веры. Но различные колебания длились еще два века, пока папа Пий ХІІ в 1943 году впервые официально не сформулировал Догмат о Телесном Вознесении Марии в энциклике "Mystici Corporis Christi". После сбора восьми миллионов подписей в 1950 году теологический тезис о телесном вознесении Матери Христа был провозглашен в Апостольской конституции "Munificentissimus Deus", и реакция на него католических теологов была во многих случаях негативной, вплоть до обвинений папы в абсолютизме. В названном труде "Православие и Католичество. Основные догматические и обрядовые расхождения" говорится, что большинство современных богословов западной традиции относится к "морталистам", не разделяющим догмата. Хотя Папа употребил в тексте Конституции достаточно осторожную формулировку о "завершении периода земной жизни" Божией Матери, оставив простор для дальнейших теологических дискуссий. Поэтому уместно говорить о том, что содержание Догмата о Непорочном Вознесении на небеса Девы Марии остается предметом для серьезной полемики в лоне самой католической церкви.

Читайте также: Иосиф Обручник — названый муж Девы Марии

В то же время, слишком вольная интерпретация догматов, касающихся Богоматери, порождает далеко не напрасные опасения о нарушении христоцентричности католицизма. После того как среди верующих все чаще стали бытовать мнения о "посредничестве" и "соискупительстве" рода человеческого Девой Марией (хотя сказано: "…един Бог, един Посредник между Богом и человеком, Человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех" (1 Тим 2.5-6)), западное священство серьезно встревожилось за души своих чад. После долгих теологических исследований участники ІІ Ватиканского Собора приняли решение отказаться от формулирования дальнейших мариологических догматов и особенно предостерегли относительно крайностей в мариологии, оставив, однако, богословам право выражать на этот счет частные мнения.

Как бы там ни было, для миллионов католиков Вознесение Мадонны — это праздник уже не земного, а небесного торжества Матери Бога и Церкви, и тайна его никогда не будет постигнута до конца. По крайней мере, в этой, телесной, жизни.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Экс-прокурор Поклонская пришла в Думу с часами за 1/3 млн
Пионер вертикального взлета
Эрдаган: США не могут называться цивилизованной страной
Экс-прокурор Поклонская пришла в Думу с часами за 1/3 млн
МИД РФ: на санкции США Россия готовит законодательный ответ
Саакашвили зачитал у стен Рады в Киеве "план спасения Украины за 70 дней"
Сирия потребовала от Совбеза ООН пресечь израильскую агрессию
Минобороны РФ: коалиция стерла Ракку с лица земли как Дрезден в 45-м
Экс-прокурор Поклонская пришла в Думу с часами за 1/3 млн
Неужели дракон? В Китае сняли на видео скелет неизвестного существа
Экс-прокурор Поклонская пришла в Думу с часами за 1/3 млн
Запад испугался русского оружия на новых физических принципах
Запад испугался русского оружия на новых физических принципах
Запад испугался русского оружия на новых физических принципах
За и против: названы варианты болезненного ответа России на санкции США
Опубликовано обращение депутата Сахалинской Думы Светланы Ивановой
Опубликовано обращение депутата Сахалинской Думы Светланы Ивановой
Опубликовано обращение депутата Сахалинской Думы Светланы Ивановой
Опубликовано обращение депутата Сахалинской Думы Светланы Ивановой
Экс-прокурор Поклонская пришла в Думу с часами за 1/3 млн
Фотография чернокожей девочки "по поводке" взорвала американские соцсети