Таджикские власти закрывают религиозные школы и насильственно репатриируют тех, кто учится за границей

Таджикистан: легко ли стать муллой?

В мусульманском Таджикистане быть мусульманином нелегко. Девочкам нельзя носить хиджабы, мальчикам до достижения совершеннолетия запрещено посещать мечети. В стране стали закрывать неофициальные религиозные школы и кружки по изучению Корана. Молодые люди не имеют права получать исламское образование за границей. Так власти борются с ваххабизмом.

Хатлонская область, юг Таджикистана. Областные власти на днях сообщили, что закрыли 47 религиозных школ. По словам регионального руководства, эти школы были ваххабитскими и поэтому незаконными. Обучались в ваххабитских медресе около 500 юношей.

Эти центры существовали в области на протяжении многих лет. Их возникновению способствовали местные имамы — хатыбы, настоятели мечетей. Так сказал журналистам Нусратулло Мирзоев, представитель областного управления Государственного комитета национальной безопасности. Прочно обосновавшись на юге, ваххабизм стал распространяться по всему Таджикистану. Виной этому и оказались местные имамы. Точнее, их богословская непросвещенность. Хатлонские имамы не смогли увидеть в ваххабитских эмиссарах врагов государства. А те, видя убожество местной религиозной жизни, смогли фактически купить лояльность официальных представителей мусульманского духовенства. Некоторые имамы, завербованные ваххабитами, даже стали поставлять в зарубежные экстремистские центры "материал" — таджикскую молодежь. Молодые таджики, когда отправлялись за пределы родины, даже не знали, что едут учиться на ваххабитских мулл и имамов. Но, благодаря усилиям властей, они с радостью возвращаются на родину.

В зарубежных исламских вузах и медресе сегодня обучаются около полутора тысяч таджикских студентов. Это официальная статистика. Согласно неофициальной, такие цифры гораздо выше. В одном только Пакистане сегодня обучается четыре тысячи таджиков. Президент Таджикистана Эмомали Рахмон лично возглавил кампанию по их возвращению на родину. По его словам, молодые таджики, изучая ислам за рубежом, после окончания учебы станут в родной стране проповедниками радикального ислама. Чтобы предотвратить в стране гражданскую войну, несостоявшихся ваххабитов надо вернуть назад.

В самом деле, после заявлений Рахмона в страну стали возвращаться сотни студентов и подростков. Официальные СМИ республики пестрели фотографиями возвращения "блудных сыновей". Родина встречала их со слезами на глазах. Спустя короткое время возвращенные и обласканные молодые таджики снова начинали собираться в дорогу. По вполне понятным причинам. Родина не могла им дать ничего, кроме голодного существования. Таджикская молодежь не видит в своей стране никакого будущего для себя. Многие из молодых людей, которые хотят стать представителями духовенства, для своей мечты пойдут на все. Потому что на родине стать муллой нет никакой возможности. По словам возвращенных студентов, находясь за границей, ни о каком экстремизме никто из них и не помышлял.

"Я отправился за рубеж, чтобы получить должное исламское образование, а не для того, чтобы стать экстремистом, — сказал журналисту Euroasianet 19-летний юноша, вернувшийся из прославленного университета "Аль-Азхар" в Египте. — Теперь же мне пришлось вернуться домой, где нет возможности изучать Коран". Молодой таджик поведал корреспонденту и про то, как на самом деле их встречали на родине. Как только юноша сошел с трапа самолета, его отвели в здание аэропорта, где устроили пятичасовой допрос. Допрашивали молодого человека именно на тему причастности к международным террористическим сетям. По мнению таджикских спецслужб, известный на весь мир исламский университет "Аль-Азхар" на самом деле готовит духовных лидеров ваххабизма. Руководство "Аль-Азхара", как только узнало об этом, выступило с гневными заявлениями в адрес таджикского руководства. Фархат аль-Мунджи, преподаватель Каирского исламского университета, не так давно заявил информационному агентству "Авеста", что "подаст в суд на всякого", кто скажет, что в "Аль-Азхаре" готовят террористов. Негодование "Аль-Азхара" разделили и в других исламских университетах мира, откуда президент Рахмон репатриировал студентов-таджиков.

Беспокоятся за товарищей и их собратья, которые учатся в России. По их словам, насильственные репатрианты по возвращении в Таджикистан станут людьми, не нужными своейстране.Итогданасильственнооторванныйотучебымолодойтаджик,ненайдя себе применения на родине, точно пополнит ряды радикальных исламистов. Особенно, если перед этим за него возьмутся спецслужбы страны. Что такое будет, в республике не сомневается никто. Прецеденты были. Например, в ноябре 2010 года молодых репатриантов из-за рубежа допрашивали на тему участия в антиправительственных волнениях. Допросы проводились так, как если бы задержали настоящих террористов. Иззат Аман, глава таджиской студенческой диаспоры в России, тогда заявил, что таким образом Рахмон только взрастил себе сопротивление. А это сопротивление, попав в оборот радикальных исламистов, спровоцирует в стране настоящий взрыв. Противопоставить радикальному исламизму можно только традиционный ислам. Таджикский политолог Абдулло Рахнамо признался, что пока в стране не будет религиозных школ и медресе, где можно будет изучать ислам традиционной ханафитской направленности, религиозную ситуацию в стране будет невозможно контролировать. По логике эксперта, официальный Душанбе должен не жалеть сил на диалог с традиционалистами. На практике получается все очень странно: президент Рахмон видит корень проблемы в самом исламе, особенно в исламском просвещении.

Сенатор таджикского парламента, бывший муфтий Таджикистана Ходжи Акбар Тураджонзода не так давно высказался в СМИ, что таких ограничений прав верующих в Таджикистане, какие введены при Рахмоне, не было даже во времена СССР. Сенатор имел в виду два недавних президентских закона. Первый запрещает несовершеннолетним подросткам посещать мечети. Второй касается незарегистрированных учебных заведений. Согласно новому закону, за организацию нелегальных религиозных школ грозит тюремное заключение.

По поводу первого закона Тураджонзода сказал агентству Regnum: "Власти против религиозных свобод в стране. Это они показали своими действиями". Второй закон, по мнению сенатора, это показатель ненависти таджикских чиновников к религиозному просвещению. "Если какой-нибудь богослов решит у себя на дому обучить своих близких чтению Корана или иной религиозной литературы, то власти могут его осудить и отправить в тюрьму. Таких ограничений в вопросах вероисповедания не было даже во времена СССР". К сведению, президент Рахмон считает, что пятничная джума в таджикских мечетях — "это его личное одолжение таджикским мусульманам и что они должны быть ему за это благодарны лично", сказал "Правде.Ру" Гейдар Джемаль, председатель Исламского комитета России.

Согласно результатам опроса Gallup 2008 года, порядка 76 процентов жителей Таджикистана отмечают, что религия играет важную роль в их повседневной жизни. Многие родители стремятся привить своим детям исламские ценности. При наличии в стране единственного исламского университета и 20 официальных медресе, в условиях постоянно растущего спроса на эти учебные заведения многие вынуждены получать соответствующие знания незаконно или отправляться за границу. В отличие от официальных медресе Таджикистана, в неофициальных учебных заведениях, как на территории Таджикистана, так и за его пределами, не взимают платы за обучение, что становится для учащихся дополнительным стимулом учиться в них. Росчерк президентского пера лишил таджиков последней возможности получить хоть какое-то мусульманское образование. В итоге, режим Рахмона получил внутри страны и за ее пределами целую армию озлобленных несогласных.

Война президента Таджикистана с ростом исламизма осталась бы внутренним делом этой страны, если бы не коснулась определенным образом России. Россия — сейчас основной потребитель таджикской трудовой миграции. А что аукается в Таджикистане, то откликается в диаспоре, находящейся в России. Для информации: среди таджикских диаспор юга России уже давно идет успешная пропаганда радикального ислама. Распространяет экстремистские идеи, как правило, движение "Салафия". То самое, которое не так давно активизировалось в Таджикистане. Салафиты — те же ваххабиты. И цели у них те же самые. Кровь и смерть. А соблазнить полуголодного бесправного гастарбайтера на кровавые деяния опытному миссионеру не составит и особого труда.

Читайте также:

"Ё-моё" по-таджикски теперь не напишешь

Таджикистан на грани гражданской войны?

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Автор Артур Приймак
Артур Приймак — философ, бывший корреспондент Правды.Ру *
Куратор Ольга Гуманова
Ольга Гуманова — журналист, психолог-консультант *
Обсудить