Мы слышим только музыку, похожую на речь

Люди способны распознавать до 240 различных уровней высоты звука в пределах октавы. С таким разнообразием можно было бы создать миллиарды уникальных музыкальных произведений. Но на деле композиторы используют в своих работах сочетания всего из пяти-семи звуков. О причинах такой ограниченности "Правда.Ру" расспросила невролога Наталью Муравину.

198213.jpegКлассическая музыка западной цивилизации заточена в узких рамках пентатонического и диатонического звукоряда, где одновременно звучат соответственно пять и семь нот. В культуре народов Китая, Индии и арабских стран периодически встречаются более богатые и разнообразные музыкальные формы, но они являются скорее исключением, чем правилом.

Исследователи из американского Университета Дюк уверены, что подобная "зажатость" в музыкальном выражении связана непосредственно с биологическими особенностями человеческого организма. Автор работы Дэйл Первис утверждает: "В музыке люди предпочитают те же звуковые комбинации, которые они слышат в обычной речи".

Действительно, как показала проведенная Первисом и его коллегами работа, люди отдают должное музыке потому, что она имитирует человеческую речь и воспринимается, в первую очередь, именно в таком качестве. С такой точки зрения, к произведениям выдающихся композиторов можно смело применять слово "повествование", ведь с научной точки зрения разницы между историей в словах и историей в нотах больше нет.

Читайте также "Назад в будущее - от клавиатуры к ручке и бумаге"

Изучая эмоциональную составляющую музыки, ученые собрали коллекцию из тысячи с лишним классических произведений и шести тысяч народных песен и проанализировали их тональность. Кроме того, были сделаны записи голосов десяти разных людей, которые произносили наборы из отдельных слов восхищенными и подавленными голосами.

Сравнив музыкальные и голосовые отрывки, неврологи Университета Дюк установили, что возбужденная речь по тональности и интервалам соответствует мажорным произведениям. В то время как угнетенный голос сопоставим с минорными мелодиями по тем же параметрам.

Обобщив результаты проделанной работы, американские ученые с уверенностью утверждают, что ограниченность используемого звукоряда напрямую связана с количеством вокальных составляющих в речи человека, которыми он способен передавать эмоции.

Чтобы доказать достоверность этого исследования, один из участников проекта - аспирант-невролог Дэвид Боулинг провел аналогичную работу с речью и музыкальными произведениями на государственном диалекте китайского языка - бэйфанхуа, известном также как мандаринский китайский. Полученные результаты полностью подтвердились, и теперь ученые проверяют свою теорию на русском и немецком языках.

198212.jpeg- Можно говорить о том, что наша способность воспринимать музыку является счастливой случайностью и биологическим преимуществом, образовавшимся в ходе эволюционного процесса. Музыка напрямую связана с речью, и должна нести в себе понятные человеку эмоциональные оттенки, - говорит Дэйл Первис.

Смотрите фоторепортажи в разделе "История, наука"

Побочным результатом исследования стала установка того факта, что современная популярная музыка теряет свою выразительность, поскольку использует сочетания из всего двух или трех звуков. Такая особенность была обнаружена учеными еще при подготовке к эксперименту, поэтому поп-музыка не попала в материалы для опытов.

- Для человеческой природы не свойственно погружение в непонятную для него среду, поэтому и музыка развивалась в прямой взаимосвязи с нашей психологией, - говорит собеседник "Правды.Ру" невролог, доктор медицинских наук Наталья Муравина. - Композитор не может создать такое целостное музыкальное произведение, которое находилось бы за пределами его способностей воспринимать мир.

Казалось бы, из общего культурного ряда выбиваются авангардные произведения, но и в их основе лежат единые принципы музыки - пятизвучье или семизвучье. Можно смело говорить о том, что талант складывать отдельные звуки в единое целое, талант композитора - неотъемлемая часть психики человека.

В этой связи было бы интересно увидеть исследование, продолжающее работу Пэрвиса, - узнать, насколько способность восприятия музыка и даже ее сочинительства может изменяться под воздействие болезнетворных факторов, таких как психиатрические заболевания, неврологические состояния или дислексия.

Читайте также в "Правде.Ру"

Автор Павел Урушев
Павел Урушев— редактор отдела науки интернет медиахолднга Правда.Ру
Обсудить