А я по шпалам иду домой с непривычки…

Население России ощутит нехватку пригородных электропоездов в связи с решением РЖД о сокращении количества составов из-за долгов местных властей перед дочерними предприятиями госмонополии. Как будут выкручиваться региональные власти и не ударит ли сокращение числа пригородных электричек по карману россиян, "Правда.Ру" узнала у экспертов отрасли.

Только в нынешнем январе ОАО "РЖД" отменило 144 пригородных поезда в 26 регионах страны, что примерно равно числу всех "электричек" и "дежурок", которые перестали перевозить пассажиров на короткие дистанции за два полных предыдущих года. Еще 139 электричек предполагается, что будут остановлены в феврале-марте, еще примерно 20 электропоездов — в мае. Причина проста: убыточность. Сейчас не то время, когда пассажиров кто-то будет возить себе в убыток…

На сайте РЖД есть такая цифра: с учетом предыдущих лет на 1 января 2014 года регионы в целом задолжали железнодорожникам 30 миллиардов рублей! То есть, по сути, эту сумму задолжали регионы пригородным пассажирским компаниям (ППК).

Читайте также: Монополия РЖД тает на глазах

За проезд в поезде достаточно интенсивной пригородной линии установлен тариф, являющийся единым внутри железной дороги. Обычно, он ниже, чем проезд на аналогичное расстояние в поезде дальнего следования и в автобусе.

Тарификация в интенсивном пригородном сообщении может быть зонной и покилометровой, и, как правило, не зависит от направления поездки. На неинтенсивных пригородных линиях применяется общий тариф (тариф проезда в общем или межобластном вагоне пассажирского поезда дальнего следования), для проезда на таких пригородных линиях установлены билеты особенных видов.

На конец 2013 года только пять регионов России являлись прибыльными для ППК, еще 12 хотя бы компенсировали убытки, а вот все остальные — убыточны. На этот год ОАО РЖД добилось разрешения правительства не оказывать услуги в долг, потому-то столько рейсов и отменено. Судя по официальной информации, ППК по статусу — совместные предприятия ОАО "РЖД" и соответствующих регионов, у которых денег, как всегда, нет…

Больше всего электричек отменено в Липецкой (31 поезд), Калининградской (29 поездов) Новгородской (20 поездов), Воронежской (13 поездов) областях, пишет "КоммерсантЪ". Грядущие в ближайшие месяцы сокращения пригородных железнодорожных перевозок затронут еще 12 регионов, в том числе Ростовскую область (54 поезда), Ставрополье (42 поезда), Чечню (8 поездов).

При этом за 2012-2013 годы было отменено в целом по стране только 310 электричек. Железнодорожники честно говорят, что из шести с лишним тысяч пригородных поездов в стране может через три-четыре года остаться две-три тысячи. Как на дачу в пригороды или на работу в центр будем ездить-то?

Увы, ОАО РЖД и подавляющее большинство российских регионов так и не смогли наладить механизм компенсаций за пригородные перевозки. Наша могучая "рельсовая" монополия не получила от большинства субъектов федерации гарантий о соответствующих субсидиях, компенсирующих понятные убытки в 2014 году.

Читайте также: Ненасытные монополии присосались к бюджету

"По федеральному закону региональные власти заказывают ППК перевозки, оговаривая, согласовывая и утверждая маршруты, количество пригородных поездов и вагонов по каждому направлению, — рассказала корреспонденту "Правды.Ру" ведущий специалист "Северной ППК" Валентина Гарусова. — Тарифы на перевозки также устанавливают региональные власти. Естественно, цена, которую платит пассажир, ниже экономически обоснованного уровня, то есть не позволяет перевозчику покрыть все расходы.

Разница между реальной ценой поездки и экономически обоснованной перевозчиком стоимостью (так называемые "выпадающие доходы") согласно федеральному закону должна покрываться из регионального бюджета. Но, увы, не покрывается!

Вследствие большого количества пассажиров льготных категорий, систематического безбилетного проезда отдельных граждан, а также низкого тарифа окупаемость пригородных "рельсовых" перевозок составляет в среднем всего 7-12 процентов от эксплуатационных затрат.

Наша перевозочная компания учреждена в 2010 году, с января 2011-го начала вести перевозочную деятельность. Маршрутная сеть охватывает территории Ярославской, Костромской, Ивановской, Вологодской, Владимирской, Кировской, Архангельской областей и Республики Коми.

Так вот, увы, ни в одном регионе, относящемся к нашей компетенции, не проходило ни одного года, чтобы не возникало каких-то вопросов по финансированию со стороны местных властей… И, к сожалению, насколько мне известно, такая картина наблюдается по всей России — во всех 26 существующих в стране ППК. Они просто не имеют возможности осуществлять перевозки в полном объеме".

С этого года с регионами начали заключать договоры, исходя из их реальной платежеспособности. Подвижной состав и услуги локомотивных бригад будут предоставлены только на объем, который регионы оплатят, то есть по факту. Так вот: только 22 региона необъятной России заключили долгосрочный контракт на полную компенсацию убытков ППК, остальные сейчас подписывают договоры либо на квартал, либо на месяц. Около 25 регионов вообще не подписали контракты…

Читайте также: РЖД: билеты станут дешевле... не для всех

Пока ряд регионов пытается хоть как-то выправить ситуацию, повышая тарифы — по закону такое возможно. Например, в Бурятии и Амурской области, если верить тамошней прессе, билеты на электрички с 1 января 2014 года подорожали вдвое. Естественно, это экономически "шарахает" по простым россиянам с обычными, отнюдь не заоблачными доходами…

Ну и напоследок немного истории. В классическом варианте пригородный поезд имеет номер 6001-6999. Существуют также скорые пригородные поезда (номера 7001-7999). На территории Российской Федерации первым скорым пригородным поездом стал поезд 7009/7010 "Калина красная" сообщением "Барнаул-Бийск". Который тоже вот-вот сократят!

Когда РЖП вернет пригородные поезда? Ответ на вопрос чрезвычайно прост: пригородные поезда вернутся, когда перестанут быть убыточными…

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"

 

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Вице-премьер Голландии поверила в суперспособности русских
Россиянам запретят превращать охоту в истязание
"Надо что-то придумать": в США встревожены возможностями российской снайперской винтовки
На родине Христа отменили Рождество из-за Трампа
Фото искалеченного взрывом в Донбассе ребенка шокировало Германию
Медленно, но верно: арабских женщин выпускают из Средневековья
Молодушки заводят старичков
Без фанфар, но навсегда: Крымский мост соединил два берега
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
СМИ: Германия устала платить за санкции против России
"Перережем, если будет нужно!": почему страх НАТО оправдан
США угрожает катаклизм, который может разразиться в любой момент
Два поляка в Брюсселе запутались в оценке санкций против России
Будут посадки: Касьянов и Явлинский поделились плохими предчувствиями
С миру по нитке: как у Пхеньяна появилось ядерное оружие
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
На родине Христа отменили Рождество из-за Трампа
Литва лишится белорусского транзита в пользу России из-за "говорливых" политиков
Киев растерян: черноморские страны игнорируют мнение Украины по мосту в Крым
Рассекречено: как США "кинули" СССР с нерасширением НАТО
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры