Роскошь пережила кризис

Роскошь пережила кризис, уверяют эксперты. Отмирание люксовых брендов откладывается на неопределенное время, а выжившие восстанавливаются быстрее, чем более скромные торговые марки. За семь месяцев прирост оборота розничной торговли, по данным Росстата, составил 4%, российский рынок luxury по прогнозам может вырасти на 5-10% уже в текущем году.

В прошлом году заметное снижение продаж произошло в самых высоких ценовых сегментах: автомобили, часы, ювелирные украшения. По данным консалтингово-исследовательской компании Bain&Company, в 2008 году объем мирового рынка товаров класса люкс составлял около €175 млрд, а в 2009 году он сократился на 12%, до €153 млрд. При этом российский рынок просел по оценкам экспертов на 15-40%. Однако ситуация изменилась.

"Определенные позитивные тенденции, действительно наблюдаются. Многие участники рынка, отмечали оживление продаж уже 4 квартале 2009 года, а также подтверждали сохранение позитивных тенденций в 1-2 кварталах 2010 года", — говорит в комментарии Infox аналитик УК "Финам Менеджмент" Максима Клягина Максим Клягин.

Читайте также: "Назло кризису: наши миллиардеры удвоили свое богатство"

Отсутствие кризиса со свободными финансовыми средствами и наличие желания тратить у потребителей люксовых брендов продемонстрировал московский автосалон, где самые дорогие премьеры выставки были распроданы за несколько дней до закрытие выставки. Россияне смели все автомобили Porsche 911 GT RS и Bentley Mulsanne, выделенные до 2012 года.

Как сообщил руководитель Bentley в России Вагиф Бикулов, самый дорогой в истории марки автомобиль был раскуплен буквально за несколько часов. Еще до начала официальных продаж все Mulsanne уже нашли своих хозяев. Сейчас российский дилер ведет переговоры с Bentley об увеличении квоты на некоторые модели марки, так как в шоурумах и вовсе не осталось машин.

В целом, рост продаж автомобилей марки Bentley в России за первые 6 месяцев 2010 года составил более 35% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. рост мог бы быть и большим, полагает специалист, если бы не дефицит автомобилей в Москве.

Продажи ювелирных изделий также показывают положительную динамику. По данным Росстата, в 1 квартале текущего объем продаж украшений в номинальном выражении увеличился на 12% в годовом исчислении. Показатель, выраженный в сопоставимых ценах, по-прежнему ниже статистики сопоставимого периода 2009 года.

Фото: AP

Текущий объем (без учета автомобилей, яхт, самолетов и т. п.) всего российского рынка luxury оценивается на уровне $10-15 млрд. В нынешнем году на рассмотрение Госдумы в среду было вынесено сразу три законопроекта, предусматривающих дополнительное налогообложение для состоятельных людей.

По идее эсеров в число объектов налогообложения с дифференцированной ставкой от 1 до 5% предлагалось внести предметы роскоши, "потребление которых свидетельствует о богатстве их владельцев". Шкала должна применяться в отношении элитного жилья, дач и земельных участков стоимостью от 15 млн рублей, автомобили, самолеты, вертолеты, яхты, катера которые стоят 2 млн. рублей и больше, а также драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них, произведения живописи и скульптуры стоимостью от 300 тыс. рублей и выше.

Соответствующий законопроект рассматривался в первом чтении. В пользу его принятия высказались три фракции — КПРФ, "Справедливая Россия" и ЛДПР, всего 115 депутатов (при необходимом минимуме в 226).

Читайте также: "Роскошная жизнь налогообложению не подлежит"

В начале 2010 года фракция коммунистов внесла законопроект, согласно которому прогрессивный налог в размере 10% устанавливается для доходов не выше 52 тыс. рублей. От 52 001 до 600 000 рублей — 5,2 тыс. рублей +13% с суммы, превышающей 52 тыс. руб. От 600 001 до 1 400 000 рублей 76,44 тыс. рублей +15% с суммы выше 600 тыс. рублей. От 1 400 001 рублей до 1 800 000 рублей — 196 440 рублей +18% с суммы, превышающей 1,4 млн рублей. Свыше 1 800 001 рубля — 268,44 рублей + 20% с суммы выше 1,8 млн рублей.

В июне Минэкономразвития выдвинуло предложение ввести в России акциз на роскошь в качестве одного из источников стабильного пополнения бюджета. К подакцизным товарам хотят отнести ювелирные украшения, энергонеэффективные товары и даже шоколад.

Самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Сергей Николаев
Сергей Николаев — журналист, кандидат экономических наук, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Обсудить