Автор bratkov

В фокусе «Онеги» интересы от Белого моря до Тихого океана

В декабре 2004 года федеральное государственное унитарное предприятие "Научно-исследовательское проектно-технологическое бюро (НИПТБ) "Онега" отметило свое 30-летие.

Не прошло и двух лет, как "Онега" снова отмечает ту же круглую дату. Нет, время не повернулось вспять - просто три десятилетия назад, 1 октября 1976 года, у совсем юного научного северодвинского предприятия появился дальневосточный филиал на ДВЗ "Звезда".

Если сведущие люди говорят, что беломорская "Звездочка" и тихоокеанская "Звезда" были ранее как два зеркальных отражения, то НИПТБ "Онега" - головной институт и его дальневосточный филиал были и остаются единым целым, разделенным только многотысячным километровым российским пространством. Их объединяют общие цели: разработка технологий ремонта и выполнение технического сопровождения ремонта подводных лодок и надводных кораблей. Если головному институту приходится больше заниматься научными проблемами, то главное направление деятельности филиала - техническое сопровождение ремонта АПЛ.

Так сложилось исторически, что НИПТБ " Онега ", приобретая самостоятельность, отделилось от структуры "Звездочки"; его базовой основой стали кадры специализированного конструкторско-технологического бюро (СКТБ), а на Дальнем Востоке основу филиала составили квалифицированные специалисты из служб и отделов завода "Звезда".

Символично и то, что у истоков создания института стоял министр судостроения Б.Е. Бутома. Тогда, более 30 лет назад, он поддержал инициативу руководителей судоремонтных заводов А.Ф. Зрячева и В.И. Кушлина, понимавших важность развития научных основ технологии судоремонтного производства. И во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему развитию судоремонтной базы для обеспечения ремонта и модернизации АПЛ" приказом министра судостроительной промышленности и был создан в Северодвинске такой институт. Первым его руководителем был назначен Ю.К. Иванов, который возглавлял коллектив в течение 23 лет. Надо заметить, что у руля дальневосточного филиала все тридцать лет стоит один человек - М.Т. Ледин.

Сегодня НИПТБ "Онега" сотрудничает с отечественными профильными научными и конструкторскими бюро, институтами и организациями, с Военно-морским флотом и зарубежными партнерами, связи с которыми были установлены после назначения "Онеги" головным предприятием по разработке организационных, технологических и конструкторских документов на утилизацию подлодок и надводных кораблей с ядерными энергетическими установками. Эта сфера деятельности оказалась на пересечении государственных и международных интересов.

И все-таки одной из основных задач института остается разработка прогрессивных технологий ремонта и модернизации атомных подводных лодок трех поколений. Сегодня на всех судоремонтных предприятиях отрасли используется разработанная специалистами НИПТБ "Онега" конструкторская и технологическая документация, которая обеспечивает качественный ремонт АПЛ.

Производственный опыт, большая научно-технологическая и информационная база позволили институту стать научным центром по судоремонту, основной целью деятельности которого является сокращение стоимости и продолжительности ремонта АПЛ. Если говорить более подробно, то в актив "Онеги" нужно вписать кроме разработки и внедрения комплекса конструкторско-технологической документации, обеспечивающей ремонт АПЛ 2-го и 3-го поколений, комплекс организационно-технической документации, в том числе государственных и отраслевых стандартов для обеспечения ремонта, комплекс мероприятий по обеспечению надежности и продлению срока службы оборудования, а также комплекс организационно-технической документации для обеспечения всего цикла утилизации подводных лодок и надводных кораблей с ядерными энергетическими установками.

Все, кто сотрудничает с НИПТБ, уже знают, что наши специалисты своим нестандартным подходом к решению самых сложных и разноплановых задач умеют опережать время. Например, сегодня все чаще и чаще речь заходит о сервисном обслуживании надводных кораблей и подводных лодок. Для работников "Онеги" это уже традиционный вид деятельности. При необходимости мобильные группы специалистов выезжают в командировки в места базирования и ремонта подводных лодок, решают плановые и нестандартные задачи.

Ничего вновь не изобретено: проблема продления службы корабельного оборудования возникла еще в 80-е годы, и тогда главным заказчиком - ВМФ были выдвинуты требования по увеличению этого срока до десяти лет с обеспечением заданных показателей надежности оборудования на очередном цикле эксплуатации.

Проблема была успешно решена совместно с проектантами и поставщиками оборудования. В 90-е специалисты института решали задачу по освоению ремонта с продлением службы сложного корабельного оборудования и механизмов, которые ранее заменялись новыми, и продлению общего срока службы АПЛ свыше 25 лет. Эти задачи сегодня усложняются. Опыт, практика, результаты работы с научно-исследовательскими, проектными, конструкторскими и технологическими организациями логически привели к тому, что генеральный заказчик поручил НИПТБ самостоятельно производить оценку технического состояния и готовить решения о продлении срока службыи ресурса оборудования заказов серии БДРМ. Ранее на этом этапе участвовало более 30 предприятий-проектантов и поставщиков.

Итогом многолетней работы стало формирование нового научного направления, связанного с продлением межремонтных сроков АПЛ, которое сегодня является приоритетным в деятельности НИПТБ. Этот вклад "Онеги" в сохранение подводного флота в 1999 году был отмечен премией правительства Российской Федерации в области науки и техники.

Стало реальностью то, что коллектив инженеров и практиков НИПТБ успешно выполняет работы, которые ранее приходилось заказывать в столичных институтах. Творческое сотрудничество с ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова, ЦНИИТС, другими ведущими организациями позволяет НИПТБ "Онега" участвовать в разработке отраслевых руководящих документов.

Непростой и далеко не традиционный путь выпал научному коллективу, признанному сегодня головным институтом по ремонту и модернизации отечественного флота. Фактически за три десятилетия создана и реализована на заводах "Звездочка", "Нерпа", "Звезда" концепция отечественного промышленного ремонта АПЛ.

И в том, что заводы "Звездочка" и "Звезда" получили высокую оценку министра обороны РФ Сергея Иванова как современные центры ремонта и модернизации подводных лодок и надводных кораблей, есть несомненная заслуга НИПТБ "Онега" и его дальневосточного филиала.

Хорошую оценку министра получили заводы и как современные базы комплексной утилизации АПЛ, обеспечивающие экологическую, ядерную, радиационную и промышленную безопасность. И в этом не последнюю роль играют научные и технологические разработки НИПТБ "Онега".

Благодаря современным средствам связи головной институт и его филиал стали ближе друг к другу. Уже нет проблем обмена проектной документацией, а также консультаций по любым вопросам, обсуждения и решения задач, если они возникают в ходе выполнения работ. В свете стратегии развития и реформирования судостроительной промышленности, на пороге которой сегодня стоит вся отрасль, опыт специалистов и ученых НИПТБ "Онега" найдет свое применение на заказах Северного и Тихоокеанского флотов. Пример плодотворной

30-летней деятельности - бесспорное тому подтверждение. На том стоим и стоять будем, продолжая лучшие традиции нашего научного и практического сотрудничества с Российским флотом и заводами.

Читайте также: НОВОСТИ СЕВЕРОДВИНСКА

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Посольство США обиделось на Сергея Лаврова
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
США угрожает катаклизм, который может разразиться в любой момент
"Перережем, если будет нужно!": почему страх НАТО оправдан
Литва лишится белорусского транзита в пользу России из-за "говорливых" политиков
Назван способ, как США "задушат" "Северный поток-2"
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Посольство США обиделось на Сергея Лаврова
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Фото искалеченного взрывом в Донбассе ребенка шокировало Германию
Кошачьи поцелуи и прочие нежности: как на самом деле относится к вам ваша кошка
Кошачьи поцелуи и прочие нежности: как на самом деле относится к вам ваша кошка
Ла реведере, Румыния: молдаване выступили за объединение с Россией
Ла реведере, Румыния: молдаване выступили за объединение с Россией
Будут посадки: Касьянов и Явлинский поделились плохими предчувствиями
Россиянам запретят превращать охоту в истязание
Литва лишится белорусского транзита в пользу России из-за "говорливых" политиков
"Перережем, если будет нужно!": почему страх НАТО оправдан
Су-30СМ: Фантастический трюк русских летчиков

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры