Китай включил Крым в сферу своего влияния

Китайцы заинтересовались бывшей всесоюзной здравницей. В Крым придут китайские инвесторы с намерением построить на берегу Черного моря глубоководный порт, который позволит перераспределять грузы, идущие с востока в Европу. Таким образом, порт "Крым" станет крупным узлом на маршруте нового Великого шелкового пути, идущего, кстати, в обход России.

Если посмотреть на географическое расположение Крыма, который находится на пути евразийского потока (товаров, идущих с востока, и, в частности, из бурно развивающегося Китая), можно представить, какое большое значение обретет автономная республика в мировой торговле. О потенциале этого торгового пути говорят и цифры мировой статистики, которые приводит украинское информационное агентство со ссылкой на руководителя проекта Алексея Мазюка. В 2011 году, гласят цифры, объем товаропотока в сторону европейского рынка составил 1,1 триллионов долларов, но это далеко не предел. Объемы поставок с востока будут расти непрерывно, и в среднем прирост оценивается в 10 процентов в год.

Таким образом, Крым очевидно получит приток капитала, разместив на своей территории огромный узел по перераспределению грузооборота. И, возможно, сможет решить проблемы, присущие большинству приморских городков и поселков на постсоветской территории, а именно: проблемы нехватки рабочих мест, бедность, бюджетный дефицит и так далее. А если учесть, что на территории Крыма более 27 процентов населения находятся за чертой бедности, то крупный порт и вовсе кажется золотой жилой.

"Любой проект, который вызовет увеличение потока, грузового или пассажирского (в данном случае, скорее всего, грузового, конечно), — это естественно плюс для любого региона, потому что на потоках всегда генерируется большое количество более мелких проектов, которые являются обслуживающими, и сам поток, конечно, будет генерировать дополнительные платежи сам по себе", — рассказал "Правде.Ру" вице-президент "Опоры России" Михаил Мамута.

Читайте также: Экономика Китая и без янки проживет

Неудивительно, что новый хаб разработан именно украинской компанией, а именно "Киевгидроинвестом". Свой проект компания представляла в Пекине. На удочку "клюнула" китайская компания Beijing Interoceanic Canal Investment Management Co., Ltd., известная инвестированием судоходного канала в Никарагуа. Оно и понятно — чем Крым хуже Никарагуа! Он ведь по всем показателям (хотя бы по территориальным) даже и гораздо лучше. Тем более, что проект, уже подписанный в Пекине, предусматривает государственно-частную форму партнерства с долей государства в 50 процентов.

Глубоководный порт "Крым" с подводной акваторией в 25 метров будет построен вблизи поселка Фрунзе в Сакском районе Крыма. Поскольку портовая инфраструктура и сам порт будут построены на суше, придется разрушить косу, отделяющую озеро Богайлы от моря. Судоходный канал для прохода крупнейших судов будет протяженностью в 9 километров. Планируется, что общий грузооборот порта будет составлять не менее 140 миллионов тонн в год. По всей видимости, проект получился у украинцев крайне интересный. Но возникает вопрос, какой потенциал рассмотрели в этом проекте хитрые китайцы?

"Китайцам это дает новую базу для закрепления. Китайцы сейчас очень много инвестируют в инфраструктуру, практически по всему миру, везде, где только могут, — замечает Михаил Мамута. — В Африке китайские инвестиции доминируют, наверное, если говорить по объему. Во многих африканских странах это вообще инвестор номер один, в средней Азии они тоже очень заметны. Понятно, что на территории западной окраины СНГ это не так пока выражено. Для них это прежде всего хорошая возможность закрепиться в регионе. С другой стороны проект безусловно интересный. Общая логика китайцев совершенно понятна — это инфраструктурный проект, долгоиграющий, с большим потенциалом, поэтому в такие проекты инвестировать хорошо, когда у тебя есть долгосрочная цель. А цель, с точки зрения присутствия инфраструктурных проектов, — усилить возможность своего влияния на другие проекты в регионе".

Читайте также: Китай примеряет на себя шкуру Сирии?

Кроме того, этот порт станет частью проекта воссоздания Великого шелкового пути, который инициировал председатель КНР Си Цзиньпи и накануне поддержал президент Украины Виктор Янукович во время рабочей поездки в Пекин.

"Совсем недавно, может быть недели две назад, в "Жэньминь жибао" ("Народная ежедневная газета" — Ред.) были опубликованы две статьи по поводу создания Великого шелкового пути из Китая через Центральную Азию, через Южный Кавказ и Черное море в Европу. Название Великий шелковый путь, как вы сами понимаете, исходит из желания придать ему историческую значимость, но на самом деле это путь, который должен непосредственно связать Китай и страны Европы, в особенности страны Южной Европы. Я еще только читала в самом первом приближении об этом, но я так понимаю, что для господина Януковича стоит проблема инвестиций и денег, которые ему сейчас необходимы, — поделилась своим мнением заведующая отделом Черноморско-средиземноморских исследований института Европы РАН Алла Язькова. - Поэтому он продает часть Севастополя. Для России, конечно, не совсем, я бы сказала, комфортно будет такое соседство. И вообще Великий Шелковый путь идет в обход России, через страны Центральной Азии, с которой Китай уже имеет достаточно тесные связи. С Кавказом меньше, конечно. Но, тем не менее, вот этот путь продолжится, и данный глубоководный порт, на мой взгляд, может иметь вот это значение".

Действительно, помимо соглашения о строительстве глубоководного порта "Крым", в Пекине был подписан договор об инвестировании китайцами проекта реконструкции рыбного порта в Севастополе, общая стоимость которого составляет не менее 3 миллиардов долларов. К слову, именно в Севастополе квартирует Черноморский флот РФ и будет квартировать как минимум до весны 2017 года.

Читайте также: Приморье отвадит рыбу от китайских берегов

Тем не менее, для Крыма, по мнению Михаила Мамуты, инвестиции китайцев будут очень кстати, потому что на Черном море с крымской стороны портовая инфраструктура пока не очень хорошо развита. И единственный отрицательный момент для автономной республики — это экологический риск. И хотя Мазюков и назвал много положительных моментов, таких как экологически чистые новейшие технологии, социальные проектов в интересах местных жителей, экологические проекты вроде новых пляжей, очистных сооружений, вывод Евпаторийского порта за пределы города, но какие убытки принесет реализация проектов крымчанам на самом деле, пока остается лишь догадываться…

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

А что вы думаете о том, что будет с Украиной? Что будет с Крымом?

 

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *