Украина тонет в долгах

 

Оказавшись в состоянии фактического дефолта в начале 2015 года и избежав его исключительно благодаря реструктуризации долга, государство в результате заимствований на протяжении этого года накопило почти такой же объем задолженности, как и тот, который реструктуризировало год назад.

Недавно представители Международного валютного фонда (МВФ), по итогам второго пересмотра условий четырехлетней программы расширенного финансирования Украины Extended Fund Facility (EFF), обнародовали обновленный график кредитования страны в 2016–2018 годах. Согласно этому документу, в 2016 году МВФ может ей предоставить еще один заем в размере 1,3 миллиарда долларов, таким образом увеличив объем финансирования в этом году до 2,3 миллиарда, в 2017 году — чуть более 4,6 миллиарда и в 2018 году — почти 0,75 миллиарда.

МВФ планирует выделять средства ежеквартально, в зависимости от того, насколько эффективно Украина будет осуществлять программу реформ. Самый крупный транш, в размере более 1,986 миллиарда долларов, должен будет поступить в I квартале 2017 года, два последующих, в размере 1,33 миллиарда соответственно во II и III кварталах, а последний в размере 0,735 миллиарда в начале 2018 года.

Количество займов

Напомним, что МВФ утвердил программу расширенного финансирования Украины EFF с предполагаемым общим объемом кредитования в размере 17,25 миллиарда долларов в марте 2015 года. Согласно первоначальному плану, представители МВФ, после предоставления стране первого транша в размере почти 5 миллиардов тогда же в марте, должны были пересматривать условия программы ежеквартально и выделить ей еще три транша в размере почти 1,65 миллиарда каждый в 2015 году, а также — еще 12 траншей в размере 0,61 миллиарда каждый в 2016–2018 годах. Однако, в рамках первоначального плана, Украина кроме первого транша смогла получить лишь еще один, после чего в реализации программы EFF возникла более чем годичная пауза.

Переговоры о продолжении действия программы были возобновлены только в апреле 2016 года. При этом власти Украины исходили из того, что ее условия в целом останутся без изменений, а потому — объем третьего транша составит почти 1,7 миллиарда долларов. Они рассчитывали, что соответствующее решение совет директоров МВФ примет не позднее июня. Тем не менее, из-за невыполнения государством ряда взятых на себя обязательств, в предполагаемые сроки этого не произошло, а размер транша был сокращен до менее чем одного миллиарда долларов.

Лишь 15 сентября совет директоров МВФ завершил второй пересмотр условий программы EFF и одобрил предоставление Украине третьего транша. А уже 16 сентября, согласно данным Министерства финансов Украины, сумма в размере почти одного миллиарда долларов была перечислена на казначейский счет государства. Таким образом, в период с марта 2015 по сентябрь 2016 года в рамках программы EFF оно вместо первоначально предусмотренных 11,653 миллиарда получило лишь немногим менее 7,62 миллиарда, а общий объем кредитования был сокращен на три миллиарда — с 17,25 до 14,25 миллиарда.

Впрочем, предоставление третьего транша МВФ дало Украине возможность рассчитывать на ряд разного рода заимствований в других финансовых институтах. В частности, уже в течение недели после поступления транша МВФ она получила кредитные гарантии от правительства США на сумму в размере 1 млрд долларов. 23 сентября государство разместило еврооблигации на эту сумму со сроком обращения 5 лет и с самой низкой процентной ставкой в собственной истории в размере 1,471 процента. А 29 сентября средства от размещения в размере 1 млрд также поступили на его казначейский счет.

Всего в 20143–2016 годах правительство США предоставило Украине кредитные гарантии на сумму три миллиарда долларов — по одному миллиарду ежегодно. Ныне же государство рассчитывает в ближайшее время получить от США в такой форме еще одного миллиарда. "Кроме того, что США продолжат оказывать стране разного рода техническую помощь, правительство надеется на предоставление соответствующих кредитных гарантий. Средства, вырученные благодаря этому от размещения еврооблигаций, будут направлены на покрытие важнейших статей расходов госбюджета", — сообщают в Минфине.

Наряду с этим, в результате получения третьего транша МВФ Украина также может рассчитывать на кредиты от Европейского союза (ЕС) в размере 600 миллионов евро и Национального банка Швейцарии в размере 100 миллионов долларов. И, наконец, при самом удачном стечении обстоятельств ей удастся позаимствовать у ряда других международных финансовых институтов 3,3 миллиарда долларов в 2016, 2,5 миллиарда — в 2017 и 2,1 миллиарда в 2018 году.

Таким образом, общий объем внешних займов Украины в 2016–2018 годах, не считая целевых кредитов, может достичь 18,3 миллиарда долларов или, в среднем, чуть более 6 миллиардов в год. Если же учесть, что доходная часть Госбюджета-2016 должна составить 601,87 миллиарда гривен, то есть, примерно 24 миллиарда долларов, то это будет означать, что в этот период государство планирует ежегодно привлекать финансирование на общую сумму, наверняка превышающую 25 процентов всего объема его доходов.

Объем резервов

Главной причиной разработки и реализации программы EFF, а также всех прочих заимствований Украины в 2015–2016 годах стало то, что на протяжении 2014 года объем ее золотовалютных резервов (ЗВР) сократился в 2,7 раза — с 20,42 до 7,533 миллиарда долларов, а в феврале 2015 года уменьшился еще почти на 30 процентов — до 5,625 миллиарда. То есть, тогда объем ЗВР страны оказался на минимальном уровне с июня 2003 года и едва покрывал полуторамесячный объем всего ее импорта. При этом, согласно общепринятым стандартам, объем ЗВР того или иного государства должен быть достаточным для обеспечения всего объема его импорта в течение трех месяцев, что для Украины составляет почти 12 миллиардов долларов.

Впрочем, как раз благодаря поступлению в страну в рамках программы EFF первого транша МВФ в размере 4,873 миллиарда долларов; осуществлению других, гораздо более мелких, займов; и, наконец, выкупу НБУ на межбанковском валютном рынке 0,581 миллиона — уже к 1 апреля 2015 года объем ЗВР Украины вырос на 77,2 процента, до 9,97 миллиарда. В целом, в результате поступления в том же году еще и второго транша МВФ в размере 1,65 миллиарда, размещения еврооблигаций под гарантии правительства США на сумму один миллиард, а также получения других кредитов, согласно данным Национального банка Украины, к концу 2015 года объем ЗВР Украины увеличился на 77 процентов, или на 5,767 миллиарда — до 13,3 миллиарда и таким образом оказался достаточным для того, чтобы покрыть весь объем импорта страны в течение 3,4 месяцев.

Как подчеркивают в пресс-службе НБУ, главную роль в почти двукратном росте ЗВР Украины в течение 2015 года сыграло именно поступление в страну денежных средств в рамках программы EFF, а также связанных с ней дополнительных заимствований. При этом вполне очевидно, что государству удалось оставить этот финансовый ресурс нетронутым, то есть — использовать его только для пополнения собственных ЗВР, исключительно благодаря тому, что оно осуществляло импорт, основной статьей которого являются энергоносители — природный газ и уголь, в основном на заемные средства. Таким образом, если к концу 2015 года объем ЗВР Украины и превысил минимально необходимый уровень, то лишь благодаря внешним займам.

Эта тенденция, которая оформилась в течение 2015 года, сохранилась и в нынешнем, 2016 году. Так, полученный в сентябре третий транш МВФ был также направлен на пополнение ЗВР государства. Аналогичным образом были использованы и средства, вырученные от очередного размещения еврооблигаций под гарантии правительства США. Таким образом за 9 месяцев этого года Украине удалось увеличить объем собственных ЗВР более чем на 2 миллиарда долларов и, согласно данным НБУ, к 1 октября этого года их объем достиг 15,5 миллиарда.

Точно так же в течение IV квартала этого года она может нарастить объем собственных ЗВР еще почти на 2 миллиарда. Как предполагают специалисты НБУ, при условии поступления следующего, четвертого, транша МВФ в размере 1,3 миллиарда, а также получения кредита в размере 600 миллиона евро от ЕС, ЗВР Украины к концу этого года увеличатся до 17,2 миллиарда долларов. И это будет означать, что в период с февраля 2015 до конца 2016 года государству удалось нарастить объем собственных ЗВР более чем в 3 раза — c 5,625 млрд до 17,2 миллиарда или почти на 11,6 миллиарда долларов. При этом вся эта сумма, которая составляет почти 50 процентов доходной части Госбюджета-2016, была аккумулирована за счет внешних заимствований и, следовательно, стала частью общего государственного долга Украины.

Размеры долга

Напомним, что, согласно данным профильных государственных институтов, Украина оказалась в состоянии фактического банкротства еще к 1 января 2015 года. Так, на тот момент объем совокупного государственного долга превысил 69,3 миллиарда долларов и достиг 63 процента ее валового внутреннего продукта (ВВП), в том числе — объем ее долговых обязательств по еврооблигациям составил 17,28 миллиарда, а объем долга перед Российской Федерацией (РФ) и российскими банками — 4,7 миллиарда. При этом, в минувшем году Украине необходимо было выплатить по внешним долговым обязательствам сумму в размере 11 миллиардов долларов или 14,9 процента всего объема совокупного госдолга, а в течение 2016-2019 годов — еще 32,63 миллиарда или 47,6 процента. То есть, в 20153–2019 годах страна должна была выплатить 62,5 процента всех своих долгов или 43,63 миллиарда долларов, что полностью выходило за пределы ее возможностей.

Поэтому Украине пришлось вступить в переговоры со своими кредиторами, в результате которых она к концу лета прошлого года достигла договоренности о реструктуризации долгов по еврооблигациям на сумму 19,3 миллиарда долларов, предполагающей списание 20 процентов основной суммы долга или 3,8 миллиарда, а также о переносе срока выплаты оставшихся 80% или 15,5 миллиарда на четыре года — с 2015–2023 годов на 2019-2027 годы. При этом государству пришлось согласиться на повышение средней процентной ставки с 7,22 до 7,75 процента, а также — на выпуск 20-летних государственных дерривативов, которые были распределены среди держателей еврооблигаций пропорционально их долям в суммарном реструктуризируемом долге.

Таким образом, согласно данным Минфина, по итогам 2015 года объем совокупного госдолга страны уменьшился на 6,2 процента или 4,32 миллиарда долларов и составил 65,49 миллиарда. При этом объем внешнего долга в тот же период, наоборот, увеличился на 11,9 процента или 4,62 миллиарда, до 43,43 миллиарда. Следует учесть, что Минфин не стал включать в данную статистику объем финансовых обязательств по государственным дерривативам, что, разумеется, изменило бы общую картину в сторону увеличения объема госдолга.

По сути, все это означало, что если Украине и удалось сократить объем совокупного долга, то весьма незначительно. И произошло это, во-первых, благодаря реструктуризации внешних обязательств, которая, в конечном счете, наоборот, только увеличила общую задолженность. А, во-вторых, путем выполнения некоторой части обязательств внутренних, что, в свою очередь, было "уравновешено" новым витком роста внешнего долга.

Тем не менее, уже в 2016 году, вследствие неизбежных в условиях крайнего экономического спада новых заимствований, объем госдолга Украины вновь начал расти. Так, по данным Минфина, в январе-августе объем совокупного госдолга страны в долларовом эквиваленте увеличился на 1,7 процента или на 1,08 млрд долларов, а в гривневом — на 8,7 процента или на 136 миллиардов гривен. В итоге, к 1 сентября объем ее совокупного госдолга достиг 66,59 миллиарда долларов или 1 трлн 708,18 млрд грн. Если же учесть, что в течение сентября государство получило третий транш кредита МВФ в размере почти 1 млрд долларов, а также выручило от размещения евробондов под гарантии правительства США еще 1 млрд долларов, то к 1 октября объем его совокупного долга должен был составить не менее 68,59 миллиарда.

Следует подчеркнуть, что это лишь на 0,7 миллиарда меньше, чем в начале 2015 года, до проведения реструктуризации, когда объем совокупного госдолга Украины достиг 69,3 миллиарда долларов. При этом в период с IV квартала 2016 до конца 2018 года власти рассчитывают привлечь еще свыше 16,3 миллиарда. Однако ни стратегией развития экономики страны, которая предполагала бы эффективное использование этих средств, а значит и приумножение ее собственных ресурсов, ни элементарными планами погашения наращиваемых долгов они не располагают. И это значит, что, в конечном счете, государство в худшем случае будет вынуждено объявить дефолт, а в лучшем — искать способы новой реструктуризации.

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!


Победа Трампа: Украина готовится к худшему

В московском Доме кино прошел показ фильма "Теснота" режиссера Кантемира Балагова. В нем молодым режиссером подробно смакуются кадры казней российских солдат во время чеченской кампании.

Казни русских солдат получают высшие премии Запада и России
Комментарии
Чем опасно тотальное вегетарианство
Яков Кедми: почему Россия прячет правду о своей истории?
Те же и Израиль: США готовят второй акт войны в Сирии
Те же и Израиль: США готовят второй акт войны в Сирии
РПЦ поставит точку в количестве браков россиян
Те же и Израиль: США готовят второй акт войны в Сирии
Украина возвращается в состав России
Ученые рассказали о странной находке на островах Земли Франца-Иосифа
СМИ раскрыли причины задержания Керимова во Франции
Украина возвращается в состав России
Украине могут перекрыть кран евродотаций
Яков Кедми: почему Россия прячет правду о своей истории?
Порошенко грозит не ехать в Брюссель из-за непризнания амбиций Украины
Как может распасться Россия
Путин: все предприятия страны должны быть готовы к войне
Московскую делегацию не пустили в Молдавию, придравшись к формальности
Украина возвращается в состав России
Казни русских солдат получают высшие премии Запада и России
Казни русских солдат получают высшие премии Запада и России
Яков Кедми: почему Россия прячет правду о своей истории?
Пусть плохой, но наш: Совфед пытается вернуть Керимова