Столичные власти доигрались в нефтяную независимость: Шалва Чигиринский добился своего, а Москве грозит дефицит бензина

Сегодня «Московский нефтеперерабатывающий завод» (МНПЗ) приостанавливает свою работу. Причиной простоя стала неполная загрузка предприятия. В августе «Московская нефтяная компания» (МНК) обещала предоставить заводу на переработку 250 тыс. тонн нефти, но предоставит только 50. Кроме того, по решению суда «Транснефть» прекратила прокачку нефти для «Нафта Петрол» , который должен был, согласно производственному плану, поставить на переработку в августе 400 тыс. тонн нефти. «Сибнефть» в августе 2002г. поставит на переработку только 20 тыс. тонн. Таким образом, сбываются прошлогодние прогнозы экспертов, что война за нефтяную независимость Москвы, затеянная Шалвой Чигиринским с одобрения мэра Юрия Лужкова , приведет столицу к самому тяжелому за последние годы бензиновому кризису.

 

 2 августа акционеры "Московского НПЗ" провели внеочередное собрание акционеров и избрали новый совет директоров. В него вошли 5 представителей "МНК" и 4 представителя "Сибнефти". При этом в совет не попал представитель "Татнефти" - первый заместитель генерального директора по переработке и реализации нефти и нефтепродуктов Наиль Маганов. Председателем совета избрали президента «МНК» Шалву Чигиринского.

 

 Перед началом собрания акционеров судебный пристав вручил представителям «Центральной топливной компании» исполнительные листы по решениям центрального районного суда Омска и суда Ленинского района Махачкалы, запрещающие участвовать в собрании. Однако представители «ЦТК» принимали участие в голосовании. Значит, остается возможность оспорить принятые на собрании решения и объявить их недействительными.

 

 Так или иначе, Шалва Чигиринский продолжает усиливать контроль над бензиновым рынком столицы в интересах правительства Москвы. Но самой Москве при этом грозит самый жестокий за последние годы бензиновый кризис. Поскольку ни «Московская нефтяная компания», ни дружественная сегодня Москве «Сибнефть» не в состоянии обеспечить МНПЗ полной и бесперебойной загрузкой нефтью. И, следовательно, к МНПЗ придется допустить тех самых нефтяных олигархов, против зависимости от которых боролись Лужков и Чигиринский.

 

 Еще два года назад президент «Московской нефтяной компании» Шалва Чигиринский пришел к мэру Юрию Лужкову с идеей нефтяной независимости Москвы от нефтяных олигархов, доминирующих на рынке ( «ЛУКОЙЛ» и «Татнефть»). К тому времени Чигиринский, до сих пор причастный к нефтяным делам в основном через сеть заправок «BP» , стал совладельцем (вместе с англичанами) нефтяной компании «Sibir Energy» , обладающей разведанными запасами нефти, которой по подсчетам специалистов хватило бы Москве лет на тридцать. Чигиринский предложил мэру брать нефть для «Московкого НПЗ» у «Sibir Energy»» (на разработку этих месторождений он просил денег у Москвы), а также у близкой ему «Сибнефти». А нефтяных олигархов постепенно вытеснить, и свести их долю рынка к минимуму. Лужкова такая постановка вопроса заинтересовала, и он горячо поддержал начинание. Все кончилось решением о создании «Московской нефтегазовой компании» , главными активами которой стали «Московский НПЗ», «Центральная топливная компания», сеть государственных заправок в Москве и области и доля в «МНК» в месторождениях «Sibir Energy», а основными акционерами – правительство Москвы и «МНК». Следует заметить, что, по сути дела, «МНГК» до сих пор существует только на бумаге.

 

 Против этих планов решительно выступило руководство «Центральной топливной компании». Возглавлявший ее бывший нефтегазовый министр Юрий Шафраник как раз собирался сделать «ЛУКОЙЛ» и «Татнефть» акционерами «ТЦК» в обмен на гарантированные поставки нефти на МНПЗ. Поскольку 100% акций «ТЦК» принадлежат правительству Москвы, эту проблему удалось быстро решить. «ТЦК» взяла под контроль «МНК». Однако «ЛУКОЙЛ» и «Татнефть» стали скупать акции «МНПЗ» и вскоре даже объявили, что контролируют до 45% акций.

 

 Эксперты тогда сильно сомневались в том, что столичные власти окажутся в состоянии потеснить бензиновых монополистов, и прогнозировали жесткую борьбу и серьезный бензиновый кризис. Однако кризис тогда не случился, и их трезвые голоса затерялись в шуме, проведенной «МНК» PR-кампании. Между тем, оппоненты действительно вступили в решающую схватку за «Московский НПЗ».

 

 Однако Чигиринскому, несмотря на его желание поскорее развязаться с этой историей, при поддержке московских властей пока удается держать ситуацию под контролем. На сегодня основными акционерами МНПЗ являются "Сибнефть" (37% акций), "Татнефть" (10%), "Центральная топливная компания" (51% акций). Сама "ЦТК" собственник 50% акций "Московской нефтяной компании "МНК".

 

 «Сибнефть» в итоге выкупила пакет «ЛУКОЙЛА» и, по слухам, намерена выкупить у Шалвы Чигиринского и его нефтяной бизнес. Дело в том, что ни у правительства Москвы, ни у «Sibir Energy» просто нет денег на разработку тех многообещающих месторождений, на которые так рассчитывал Юрий Лужков. Таким образом, вместо нефтяной независимости Москва реально только сменила одних нефтяных олигархов («ЛУКОЙЛ») на других («Сибнефть»). «Сибнефть» не в состоянии обеспечить все потребности МНПЗ в нефти. «Татнефть» и другие нефтяные компании, несмотря на явное желание московских властей не допускать их в пределы МКАД, будут и дальше оставаться на столичном рынке и определять его состояние. Очередной амбициозный проект московских властей, похоже, опять оказался мыльным пузырем. Причем с серьезными потерями для города и его жителей.

 

  Дмитрий СЛОБОДЯНЮК,

 «ПРАВДА.Ру»

Ссылки по теме:

  Комсомольская правда:

  Бензиновый голод Москве не грозит

  Утро

  МОСКВЕ ГРОЗИТ БЕНЗИНОВЫЙ ГОЛОД

  Независимая газета:

  "ЛУКОЙЛ" и "Бритиш Петролеум" могут сотрудничать

  Шафраник создает свою компанию

  Москву окружают бензопроводным кольцом

  Нефтяные компании активизируются в Москве

  Кто обеспечит сырьем МНПЗ?

Обсудить