«Хлеб строительства» зачерствеет,

Если не будут приняты меры по оптимизации отпускных цен на цемент

 

  Цементная отрасль наряду с металлургией, электроэнергетикой, химией и машиностроением определяет экономический потенциал и уровень промышленного развития страны. Цемент называют «хлебом строительства». Он необходим постоянно и по мере роста объемов строительства объемы производства цемента также неуклонно должны расти.

 

 Закономерно, что цементная промышленность - одна из старейших отраслей в России, которая слово "цемент" узнала еще в начале XVIII века. Первые заводы были построены в Российской империи почти 250 лет назад. Почти двадцать лет, с 1962 по 1990 год, по производству цемента СССР занимал первое место в мире, достигнув максимального объема производства к 1989 году - 85,3 миллиона тонн.

 

 Однако за годы реформ страна утеряла это отраслевое первенство. На протяжении долгих лет развитие цементной промышленности было обязано росту инвестиций в основной капитал и объемов строительных работ. Сегодня положение отрасли можно назвать просто плачевным: выработавшие по несколько раз свой ресурс, нерентабельные заводы находятся на грани закрытия, они вынуждены продавать свою продукцию по демпинговым ценам, а нередко отдавать по бартеру, в производстве используются технологии чуть ли не начала XX века, ни о какой модернизации производства и тем более контроле за экологией не может быть и речи.

 

 Кроме того, предприятия попадают в трудное положение и из-за постоянного опережения роста цен на газ, электроэнергию и транспортные услуги. Они растут гораздо быстрее, чем цены на цемент. Цементные заводы сейчас ждут новых осложнений – в связи с грядущим очередным ростом цен на энергоносители (60% расходов в цементном производстве) и железнодорожные перевозки (на 15% газ и на 6% ж/д тарифы).

 

 К этой нерадостной статистике нельзя не добавить особую ситуацию, которая сложилась в этой связи в столице нашей родины, городе-герое Москве, которая (в лице московского строительного комплекса) является крупнейшим консолидированным потребителем цемента, и более того, это на сегодня единственный рынок, где платят «живыми» деньгами. Естественно, что МСК пользуется своим привилегированным положением и диктует поставщикам заниженные цены на цемент. «С потолка» берется небольшая строительная смета, под которую подгоняются отпускные цены цементных заводов.

 

 Производители вынуждены идти на эти «декларируемые» или «согласованные» цены, поскольку среди повального бартера, царствующего на рынке купли-продажи цемента, столичные «живые» деньги им нужны, как воздух. Столичные же власти имеют стабильную сверхприбыль, вынуждая поставщиков продавать им продукцию задешево, они не торопятся содействовать снижению цен на жилье: средняя цена квадратного метра в Москве по-прежнему составляет от 700 долларов за квадратный метр.

 

 Налицо – экстенсивное ведение хозяйства, результатом которого может стать только полный обвал. И это не пустые слова, не утверждения пессимиста о неизбежности дефицита и скачка спекулятивный цен, но вполне реальный взгляд на существующую сегодня тенденцию. Так сказать, классический парадокс из учебника по экономике: низкие цены влекут за собой кризис перепроизводства, нехватку продукции и в конечном итоге - рост цен. Не получающие из-за неадекватных отпускных цен прибыль заводы будут закрываться один за другим, на рынке возникнет дефицит, которым воспользуются спекулянты и иностранные производители стройматериалов. В итоге спекулятивные цены возрастут во много раз.

 

 Так что выходит, что проблему надвигающегося дефицита и скачка цен может решить повышение отпускных цен производителями. Это вольет в жилы отрасли свежую денежную кровь, запустит, наконец, нормальные рыночные механизмы и позволит все-таки привлечь инвестиции.

 Естественно, что МСК не захочет снижать свою прибыль и будет по-прежнему противодействовать росту цен на строительные материалы. Сейчас у МСК есть два главных аргумента против повышения отпускных цен на цемент: Во-первых, цементные заводы в сугубо корыстных целях вступают в картельное соглашение или сговор, что является вопиющим нарушением антимонопольного законодательства; а во-вторых, повышение отпускных цен вызовет резкий рост стоимости жилья.

 

 На первое утверждение можно отметить следующее: Отчаянная борьба цемзаводов за рынки сбыта и связанные с этой конкуренцией напряженные отношения внутри отрасли (что вызвано опять-таки порочной политикой МСК) исключают необходимое для сговора единодушие. Согласованные действия непримиримых соперников в такой ситуации свидетельствуют лишь о чрезвычайности ситуации.

 

 Что касается второго обвинения, то и здесь факты откровенно подтасовываются. Согласно расчетам, проведенным самой же МСК, при увеличении стоимости цемента на 30 % стоимость 1 кв. м. площади жилого дома вырастет всего лишь на 1,47%. То есть, никакой существенной корреляции не наблюдается – одна спекуляция. Показателен в данном случае пример 1998 года. После кризиса власти под прикрытием социальных лозунгов опустили цены на цемент и продолжают удерживать их на низкой отметке вплоть до сегодняшнего дня. Цены же за кв. м. жилплощади очень скоро вернулись на уровень 700-800 долл.

 

 Сегодня на производство каждой тонны цемента в России расходуется примерно в два раза больше энергоносителей, а производительность труда более чем в три раза ниже, чем на предприятиях технически развитых стран.

 

 Если принять за основу прогноз развития строительного комплекса страны, то к 2004 году потребность в цементе возрастет до 70 млн. тонн в год, при этом производство его, если все останется так, как оно есть сейчас, составит только 40 миллионов тонн.

 

 И в таком случае страна будет вынуждена покупать строительный “хлеб” за границей. Сегодня средняя цена 1 тонны цемента, поступающего в Россию из стран дальнего зарубежья, больше чем в три раза выше, чем средняя внутрироссийская цена и составляет свыше 110 долларов за тонну. Но пока, видимо, никто не оценивает важности сохранить на плаву своего отечественного производителя. Иначе нам действительно придется привыкать к западным ценам на «хлеб» строительства. А что делать? Не будет своего, как миленькие, пойдем на поклон к загранице. Ведь, как известно, хлеб всему голова. Куда же без него. Да и нам не привыкать закупать пшеницу в Аргентине. Прижмет, и цемент где-нибудь в Канаде начнем покупать, потому как "голод не тетка".

 

  Ирина Петренко

Ссылки по теме

  газета "Стройка"

 

  Российская бизнес-газета

Обсудить