Хроника пикирующего почтальона

Борьбу с бюрократией и чиновничьей вольницей, которую объявил президент Владимир Путин, легкой не назовешь. Отечественные чиновники — сословие хваткое. В креслах они сидят крепко, а той энергии, с которой иные служивые порой лоббируют свои интересы, с лихвой хватило бы на согрев замерзавших зимой регионов. Впрочем, чиновничья энергия зачастую совсем другого применения. Не счесть, к примеру, различных государственных холдингов, фондов, комитетов и комиссий, создание которых состоялось по мановению волшебной палочки начальственных госслужащих. Оценку чиновничьим инициативам, как правило, выставляет время. Далеко не всегда она бывает удовлетворительной. Тем более, если выясняется, что на ветер за просто так были выброшены немалые средства. Но черед разбираться с распоряжениями и приказами чиновников приходит не сразу. Непосредственно же в дни великих починов разобрать, где белое, а где черное, не так-то просто.
Уже прошли те времена, когда неопытные министры подписывали приказы, которые приходилось отменять на следующий день. Сегодня все знают, что каждое решение нуждается в тщательной подготовке, обосновании, а еще — в предварительной подготовке общественного мнения посредством использования средств массовой информации. Хорошо известно это и руководящим чиновникам из министерства связи. Не проходит и недели, чтобы руководители Минсвязи не выступили с каким-нибудь докладом на пресс-конференции, совещании или коллегии с отчетом о своих успехах и планах до 2010 года. Пресса пестрит материалами о "киберпроектах" и грандиозных почтовых холдингах с волнующими всех цифрами доходов в миллиарды долларов. Неизвестно откуда взявшиеся молодые люди удивляют общественность иностранными словами типа "хаб" и с удовольствием рассказывают, что это такое и как работает.
Все это было бы мило и забавно, если бы миллионы россиян не зависели от прихотей Минсвязи и от работы его почтовых отделений, что притаились во дворах наших с вами домов. Конечно, по нынешней жизни мы ходим туда реже, чем прежде. Да и отправлять открытки перед праздником уже вышло из моды. Тем более, что новогоднее поздравление вполне может приползти к адресату и под Первомай. Впрочем, главный почтовый чиновник страны — он же первый заместитель министра связи Александр Киселев — утверждает, что на каждого россиянина в год приходится по 8 писем. Может быть, конечно, он учитывал еще и квитанции на оплату коммунальных платежей из ЖЭКов, которые кладут в почтовые ящики...
Вообще то, как Минсвязи трактует иные показатели своей работы, вызывает, мягко говоря, удивление. Отчитываясь о работе за прошлый год на недавней отраслевой коллегии, первый замминистра Киселев доложил, что подчиненное ему ведомство за прошедший год доставило в установленные нормативом сроки 85 процентов корреспонденции, что на 10 процентов лучше, чем в 2001 году. А выступая на совещании руководителей почтовой связи с обоснованием создания своего детища ФГУП "Почта России", тот же Киселев заявил о неприемлемых сроках доставки корреспонденции, достигающих 20-ти дней. Это означает, что 85% корреспонденции доставляется получателю чуть меньше месяца. Устраивают ли потребителя эти цифры? Вряд ли, а вот Минсвязи вполне.
Создается впечатление, что приход Александра Киселева в почтовую отрасль стал для этого ведомства едва ли не роковым событием. За последние три года рентабельность почты снизилась в 6 раз, достигнув в этом году угрожающих 0,7 процента. Так плохо российская почта не работала еще никогда. Следующим рубежом, по идее, должны стать убыток и дотация.
Придя в министерство в 2000 году из кресла руководителя малого предприятия, Киселев, конечно, не мог управлять отраслью, но прошедшие годы не потеряны даром, г-н Киселев освоил все, что должен знать чиновник, чтобы оставаться наплаву. Так оно и выходит с преобразованием почтовой отрасли. Основной изюминкой начавшейся в прошлом году реструктуризации российской почты было создание нового предприятия ФГУП "Почта России". Нам говорят, что это позволит кардинально изменить ситуацию в отрасли, а заодно исправит и все прошлые ошибки замминистра, которых сделано немало. Взять растущее количество жалоб потребителей на недостатки в работе почты. В 2002 году они достигли рекордного показателя в 55 процентов от общего числа жалоб в Минсвязи. И это при том, что почта в структурном отношении — всего лишь десятая часть министерства.
За первый квартал 2003 года количество утраченных и похищенных почтовых отправлений увеличилось на 46%, а недостача в переводных средствах на 66,5%.
На заседании комиссии Совета Федерации 4 апреля 2003 года первый заместитель министра связи Александр Киселев заявил, что в денежном выражении почтовый оборот за прошедший год достиг почти 1 миллиарда долларов. Но в отчетах Минсвязи фигурирует совсем другая, более скромная цифирь — 28 миллиардов рублей. Может быть, конечно, разница почти в 70 миллионов долларов для кого-то и не столь существенна. Но, с другой стороны, это ни много ни мало — годовой бюджет достаточно крупного города. Странноватой кажется и приведенная Киселевым цифра увеличения выручки от предоставления услуг почтовой связи на 26,7 процента. Этот показатель было предложено считать чуть ли не прорывом. Но при этом докладчик, очевидно, запамятовал, что инфляция в прошлом году составила целых 15 процентов. На этом фоне арифметика от Киселева уже не выглядит никаким существенным достижением.
А что же сам министр связи Рейман? Похоже, затеянная его первым замом Киселевым игра в цифры министра вполне устраивает. Ведь в отличие от сенаторов и премьера Михаила Касьянова, которому 11 июня будут докладывать концепцию развития почтовой связи, Рейман отлично понимает, каковы на самом деле итоги работы отрасли за последние три года. При этом министр именно Александру Киселеву поручил разработку концепции реструктуризации почты и подбор руководящих сотрудников создаваемой монополии "Почта России". По представлению Киселева министр Рейман утвердил назначение исполняющим обязанности гендиректора предприятия "Почта России" Игоря Сырцова. Министра как будто и не смутил тот факт, что Сырцов проработал в отрасли только 2 года и был руководителем не самого крупного подразделения Минсвязи — "Международного почтамта". Да и особых успехов на прежней должности за Сырцовым не замечено. Или взять назначение заместителем гендиректора ФГУП "Почта России" по вопросам экономики, управлению филиальной сетью и имуществом некого Мельникова. Вряд ли министр обратил внимание на то, что единственным достижением этого назначенца является совместная работа с Сырцовым в середине девяностых годов на предприятии по торговле бензином "Атлас". Вероятно, не знал глава Минсвязи и о том, что за последние 8 лет Мельников сменил аж целых пять мест работы.
Нельзя вспомнить без грусти и второго заместителя Игоря Сырцова — чиновника Чуйко, поставленного курировать вопросы логистики, продажи почтовых услуг и коммерческой деятельности. Чуйко отработал на почте еще меньше, чем Мельников — всего около полугода, да и то в качестве исполняющего обязанности руководителя Главного центра магистральных перевозок. Правда, этот руководитель успел прославиться. Всеобщую известность в отрасли он получил после докладной записки Главсвязьнадзора, выявившего задержки в передаче отправлений из одного цеха ГЦМПП в другой до 62 дней. Но были у Чуйко и положительные моменты в трудовой биографии. За 9 лет общего рабочего стажа он успел потрудиться и на продаже прохладительных напитков, и в ассоциации "Здоровье", и в агентстве по распространению прессы, где, к слову сказать, и познакомился с будущим первым заместителем министра связи Киселевым.
В общем, дело уже решенное: эти три чиновника — Сырцов, Мельников и Чуйко — возглавят созданное руками Александра Киселева ФГУП "Почта России", в которое войдут более сорока тысяч предприятий связи с численностью работающих триста двадцать тысяч человек. Любой здравомыслящий человек понимает, что руководить таким предприятием могут только профессионалы, но никак не дилетанты. Но, похоже, министр Рейман все же решил рискнуть. К тому же, последнее препятствие на пути назначения Сырцова генеральным директором ФГУП "Почта России" исчезло само по себе. Пока суд да дело, его стаж работы в отрасли достиг необходимой ведомственной квоты. В итоге министр с полным правом назначил конкурс на замещение директорской должности. Впрочем, в министерстве уже знают, что эта процедура — формальная. Имя победителя известно и без всяких конкурсов.
А пока улаживаются формальности, первый замминистра связи Киселев и его непосредственный подчиненный — заместитель руководителя департамента почтовой связи Щеголихин — продолжают расчистку рынка почтовых услуг от конкурентов. Уже почти год не утихает борьба с одним из лидеров рынка почтовой экспресс-доставки — ООО "ЕМС Гарантпост". Чиновников совершенно не смущает, что "Гарантпост" является единственной российской компанией, предоставляющей услуги экспресс-почты на уровне международных почтовых операторов. Тот уровень сервиса, который Киселев, Сырцов и Щеголихин обещают к 2010 году, "ЕМС Гарантпост" обеспечивает уже более десяти лет. Видимо, это и не дает покоя почтовым чиновникам. Зачем же тогда их кипучая деятельность, если независимый оператор успешно работает на том же фронте без всякого ведомственного руководства?
В этой связи не совсем понятна позиция министерства по антимонопольной политике. Вроде бы Илья Южанов неустанно обещает заботиться о развитии предпринимательства в России. Но почему же тогда глава МАП не заметил вопиющую историю с "ЕМС Гарантпост" и легко согласился на создание новой монополии ФГУП "Почта России"? А то, что речь идет именно о создании монополии, почтовые чиновники и не пытаются скрывать. Почти в каждом интервью новые руководители отрасли прямо говорят о том, что ФГУП "Почта России" может успешно развиваться только на неконкурентном рынке, и предлагают ввести государственную монополию на почтовые услуги.
Любопытно выглядит деятельность Минсвязи и из окон Минэкономразвития. Пока в правительстве с интересом изучают длинный список лишних функций госучреждений и гадают, какое министерство подпадет под сокращение, глава Минсвязи не только не собирается ничего сокращать в своем хозяйстве, но и планирует дальнейшее укрупнение и без того громоздкого ведомства за счет формирования новой монополии. В общем, пока на правительственных заседаниях говорят одно, в Минсвязи делают совсем противоположное.
На состоявшемся 2 апреля рабочем совещании во ФГУП "Почта России" было объявлено, что на первом этапе в монополию войдет 21 региональное подразделение. Это лучшие предприятия отрасли, приносящие министерству основной доход. Понять выбор легко, ведь в "Почте России" один только управленческий аппарат планируется нарастить аж до 800 человек! При этом откуда-то надо брать деньги на ремонт помещений, оборудование, зарплату сотрудников. Содержание такой громоздкой структуры — задача не из легких. Поэтому лучшим предприятиям почты теперьпридется работать не только за себя, но еще и за того парня из бесчисленного руководства ФГУП "Почта России".
Но такой нагрузки отрасль может и не выдержать. Впрочем, нынешних почтовых чиновников это, похоже, не особенно беспокоит. Зато это не может не тревожить российских налогоплательщиков, нас с вами. К тому же, если такая социально ориентированная отрасль, как отечественная почта, войдет в пике накануне парламентских и президентских выборов, то вопрос об ошибках почтовой реформы приобретет уже ярко выраженный политический оттенок.

Григорий БОЛЬШОВ

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Обсудить