Нефтяники США зальют Россию слезами

Над Россией прольются черные слезы нефтяников

Крупные и дорогостоящие проекты по разработке нефтяных месторождений могут пострадать в результате усиления санкций против российских энергетических компаний. О том, что последствиями этого решения могут стать рост цен на нефть и перебои в поставках, уже заявил экс-глава British Petroleum Тони Хейворд. И российские эксперты с ним вполне согласны...

Говорят, что по осени считают цыплят - в нашем случае пришло время подсчитывать убытки от санкций, которые на протяжении нескольких месяцев накладывались американскими чиновниками и еврочиновниками на российскую энергетическую отрасль. Последний удар по этому сегменту случился на прошлой неделе, 12 сентября, когда были озвучены новые санкции против России, которые наложили запрет на экспорт  товаров, услуг и технологий в поддержку российских проектов добычи нефти на глубоководных участках, арктическом шельфе или в сланцевых пластах. Санкции коснулись пяти крупнейших российских компаний, в числе которых, разумеется, "Газпром" и "Газпром Нефть", ЛУКОЙЛ, "Сургутнефтегаз", "Роснефть".

Понятно, что агрессоры пытаются ударить Россию по самому больному месту - зависимости экономики от сырьевого рынка. Но сделать это без вреда всем остальным его игрокам, к несчастью для властей США и ЕС, невозможно. Посему слова бывшего главы британского гиганта British Petroleum (BP) о том, что западные компании с лихвой ощутят на себе плеть собственных чиновников, только подтверждают мнения российских экспертов. Причина в том, что энергетический сегмент экономики, особенно та его часть, которая касается разработок новых месторождений, невозможен без совместных проектов. А участие в этих совместных проектах очень часто принимают российские крупные компании и монополии. При этом известно, что технологической возможности у них нет, зато есть возможность разделить финансовые риски с теми, кто готов осуществлять добычу.

Читайте также: "Южный поток" - быть или не быть?

В числе тех иностранных компаний, которые могут лишиться своих крупных проектов в результате принятых в пятницу санкций, американская Exxon Mobil, обладающая правами на бурение в России на участках общей площадью 11,4 миллионов акров. У компании заключена сделка с Роснефтью, благодаря которой Exxon Mobil имеет доступ к участку российских месторождений в Арктике. Запасы там составляют миллиарды баррелей нефти и газа, но сейчас компания рискует остаться у разбитого корыта. Кроме того, американские и европейские компании теряют российскую Сибирь, обладающую значительными запасами сланцевых месторождений. Так, компания Royal Dutch Shell, создающая совместно с "Газпромнефтью" проект по разработке сланцевых месторождений, тоже может попрощаться с уже маячащей на горизонте прибылью.

"Наилучшим выходом для всех был бы отказ от санкций, - заметил в беседе с Pravda.Ru заведующий сектором "Энергетические рынки" энергетического департамента Института энергетики и финансов Николай Иванов.- Дело в том, что технологически сложные проекты в России по добыче трудноизвлекаемой нефти на баженовской свите в Западной Сибири требуют использования западных технологий, а освоение арктического шельфа без современных технологий вообще невозможно: без технологий глубоководного бурения, освоения месторождений в холодных арктических условиях, в условиях повышенного экологического риска. Это все требует западного участия в виде технологий и финансирования, потому что такие крупные сложные проекты обычно бывают совместными, чтобы разделять риски. Если кто-то это возьмется делать сам по себе, попытается создавать новые технологии с нуля, это чревато серьезными неудачами, возможны какие-то технические и экологические неприятности, потому  что это все очень уязвимые регионы с точки зрения экологии. Американские и европейские компании, которые входили в партнерство с российскими и строили перспективы по освоению этих новых проектов, вынуждены будут пересматривать свои инвестиционные программы, а Россия потеряет возможность привлечения новых технологий для вовлечения в разработку новых запасов и освоения новых месторождений".

Читайте также: Инфляция положила ЦБ на лопатки

При этом, по словам эксперта, несмотря на то, что Россия не является основным поставщиком нефти на мировом рынке, где действуют много других игроков, все-таки российское участие там достаточно заметно, и поэтому, если вдруг Россия окажется оторванной от нефтяного рынка, это однозначно будет чревато ростом цен на мировом рынке. Впрочем, как подчеркнул Николай Иванов, изоляция России с мировой нефтяной арены крайне маловероятна. Тем не менее, американским компаниям была дана команда от руководства США за две недели подстроиться под новые требования, что поставило нефтяников перед сложным выбором - нарушить условия контрактов или проигнорировать режим антироссийских санкций. Что выберут крупные западные бизнесмены?

"Они игнорируют, пока не вступают в силу механизмы штрафов и каких-то других издержек, связанных с их инвестиционными рейтингами. Весь мир глобализован, связан, поэтому если кто-то решает играть самостоятельную партию, то оказывается вне устоявшихся каналов финансирования. Все крупные компании работают глобально по всему миру. Они не могут ради одного проекта, ради одного направления деятельности ссорится со всем остальным инвестиционным сообществом, так не бывает", - полагает Николай Иванов.

"У них единственный выход - подождать, пока ситуация каким-либо образом прояснится. Безусловно, Россия является одним из ключевых игроков на европейском рынке, и значительная доля поставок на европейский рынок энергоносителей - именно российского происхождения. Это не только сырая нефть, но и нефтепродукты. Но те проекты, в которых сейчас задействованы компании, полагаю, будут развиваться в штатном режиме, если не будет ухудшения ситуации, каких-то более серьезных санкций. Те проекты, которые только намечались, вероятнее всего, будут отложены до того момента, когда будет понятнее, сколько санкции могут продлиться и продлятся ли они вообще. Думаю, что сейчас обе стороны - и европейские бизнес-сообщества, и российские - ищут выход из ситуации, потому что инвестиционные проекты должны  продолжаться. Это в интересах и российского бизнеса, и Российского государства, и, естественно, европейского сообщества", - поделилась своим мнением с корреспондентом Pravda.Ru директор по развитию исследовательской группы "Петромаркет" Анна Пановко.

Читайте также: Япония: "Санкции? Бизнес дороже"

Впрочем, эксперт подчеркнула, что решение о том, подчиняться требованиям властей или нет, будет приниматься внутри каждой из иностранных энергетических компаний и зависеть от воли акционеров и управляющих директоров. Пока очевидно одно - в случае заморозки контрактов на добычу нефти на арктическом шельфе, российский рынок пострадает в гораздо меньшей степени, нежели бизнес международных компаний, заинтересованных в этих проектах, в первую очередь, как разработчики. 

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *
Обсудить