Новороссия создает систему внешнеэкономических отношений

Новороссия: жизнь после смерти

Воля народов Донбасса требует, чтобы Донецкая и Луганская народные республики, получив политическую независимость и отстояв ее с оружием в руках от убивших демократию на Украине путчистов, подчинивших себе верхушку нарушивших присягу коррумпированных украинских силовиков, вплотную приступили к самому прямому и непосредственному государственному строительству, которое должно охватывать все стороны деятельности новых республик и проводиться последовательно, планомерно и профессионально.

Pravda.Ru начинает публикации материалов экспертов, посвященных вопросам государственного строительства в Новороссии.

Экономист, один из советников правительства ДНР предоставил для портала Pravda.Ru в порядке обсуждения свои "Предварительные соображения о принципах формирования системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Новороссии в восстановительный период", которые будут обсуждаться в соответствующих рабочих группах.

Тезисы о принципах формирования системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Новороссии в восстановительный период.

1. Мероприятия по формированию системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности как части государственного строительства в Новороссии проводятся в условиях внешне и внутриполитической неопределенности.

2. В этой связи они должны обеспечивать условия для нормального функционирования ВЭД ДНР и ЛНР при любом развитии внешнеэкономической ситуации — при полной независимости, при вхождении в состав Российской Федерации (то есть, необходимо обеспечить сопряженность нормативной базы для относительно безболезненной интеграции), при независимости со вступлением в Таможенный союз, при независимости со статусом, напоминающим статус Абхазии или Южной Осетии, а также Косова, даже при широкой федерализации Украины, если ДНР и ЛНР войдут в ее состав с приобретением полномочий по ведению внешнеэкономической деятельности.

3. Базовой особенностью экономики Новороссии является ее глубочайшая вовлеченность в систему мировой ВЭД, так как емкость ее внутреннего рынка недостаточна для самостоятельного существования, а имеющиеся конкурентные преимущества могут позволить развивать экспорт продукции с достаточной долей добавленной стоимости.

4. Внешнеэкономическая политика Новороссии будет во многом определяться внутриэкономической политикой и не может от нее отделяться.

5. Вместе с тем, в условиях принципиальной неопределенности будущего республик Донбасса краткосрочные мероприятия в восстановительный период по государственному строительству вообще и в частности по государственному регулированию внешнеэкономической деятельности должны обеспечивать условия для нормальной экспортно-импортной деятельности вне зависимости от определяемой конкретными политическими лидерами той или иной программы внутриэкономических мероприятий и реформ — например, национализации или отказа от нее как всей экономики, так и только крупнейших предприятий-экспортеров, введения той или иной валюты или бивалютной (рубль-гривна) системы, создания Государственного банка, казначейства, а также особенностей проводимой кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики и т. д.

6. Основа существующей крупной промышленности Новороссии носит экспортно ориентированный характер, она напрямую зависит от конъюнктуры на мировых рынках и возможных санкций. Это требует раздельных режимов ВЭД для крупнейших участников ВЭД, с одной стороны, и для малого и среднего бизнеса, с другой, включая транзитные операции иностранных экспортеров, в том числе при поставках и на Украину, и в страны Таможенного союза.

7. Экспортно ориентированный характер крупной промышленности ДНР и ЛНР, безусловно, является важным конкурентным преимуществом народного хозяйства Новороссии, но одновременно создает угрозы в случае введения санкций против ДНР и ЛНР.

8. Важнейшим элементом внешнеэкономической структуры Новороссии являются порты Мариуполя, особенно в условиях недостаточной пропускной способности российских черноморских портов (включая и Крым). Следует рассмотреть возможности создания там особого режима ВЭД, вплоть до временного режима "порто-франко" с таможенными складами и особым таможенным режимом (и пусть одесситы завидуют!).

9. Мариупольская портовая система может использоваться для поставок товаров в Россию и из России, ранее проходивших через украинские порты, например, глинозема для заводов "Русала" или экспорта зерна в средиземноморские страны.

10. Следует ориентировать развитие внешнеэкономической деятельности Новороссии на заключение соглашений о беспошлинной торговле со странами Таможенного союза и прежде всего Россией, а также с другими дружественными государствами.

11. В отношениях с ЕС следует исходить из вероятной недружественной позиции объединенной Европы, необходимо ориентироваться на договорные отношения с отдельными европейскими странами, особенно не входящими в зону евро, так как они более свободны в проведении независимой внешнеэкономической политики. Та же ситуация складывается и в экономических связях с Украиной.

12. Особое внимание следует уделить средиземноморским государствам, включая транзитную торговлю: Сирии, Турции, Алжиру, Египту и т. д., — а также возможности использования китайскими экспортерами и импортерами мариупольской системы портов.

13. Отдельное внимание следует уделить вопросам торговли с дружественными небольшими государствами, имеющими выход к морю: Абхазией, Сирией и даже латиноамериканскими странами (ни Новороссия, ни Россия никогда не смогут обеспечить себя ни кофе, ни какао, ни бананами).

14. В целях финансирования внешнеэкономической деятельности следует ориентироваться на заключение клиринговых соглашений с различными государствами. Главное экономическое преимущество валютного клиринга состоит в возможности резкого увеличения кредитования внешнеэкономической деятельности за счет денежной эмиссии со стороны стран-контрагентов без роста инфляции. Источником кредитов становятся эмиссионные центры стран партнеров по клиринговым договорам.

15. Особенности промышленного производства в Новороссии делают КНР одним из наиболее важных потенциальных потребителей промышленной продукции ДНР и ЛНР, следует ускоренным образом создавать рабочие группы с участием крупнейших экспортеров по началу переговоров о торговом, клиринговом или кредитном соглашении.

16. Новороссии следует определиться, будет ли создано самостоятельное министерство или ведомство, курирующее внешнеэкономическую деятельность (министерство внешнеэкономических связей), или эта сфера будет подчинена органам, ответственным за экономическое развитие в целом.

17. Самостоятельное министерство внешнеэкономических связей, курирующее внешнеэкономические связи, включая и таможенные органы, представляет собой своеобразный промежуточный вариант, вероятно, наиболее удобный на восстановительный период.

18. В мировой практике существует две системы курирования деятельности таможенных органов: либо со стороны ведомств государственных доходов (министерства финансов), либо со стороны ведомств, ответственных за экономическое развитие. Это связано с двумя основными функциями таможни — фискальной (поступления в бюджет) и протекционистской (защитой и поддержкой национального производства).

19. Может существовать и третья функция таможни — правоохранительная и силовая (например, в начальный период сирийского конфликта, когда в военном руководстве страны на высоких должностях оказалось известное число сторонников мятежников и предателей, по широко распространенным в Дамаске слухам, среди многочисленных специальных служб Сирии одной из самых эффективных был спецназ таможни).

20. Создание правоохранительных и силовых подразделений в таможне может приобрести особое значение после завершения конфликта в Новороссии, когда встанет вопрос трудоустройства бойцов ополчения.

21. Еще одним правоохранительным и силовым органом может стать валютный контроль.

22. Возможность введения монополии внешней торговли у руководства ДНР и ЛНР остается. При рассмотрении ее целесообразности следует помнить, что она не обязательно предусматривает национализацию всех, крупнейших или даже некоторых (по признаку нелояльности владельцев) экспортеров, а вполне может реализовываться путем создания государственных компаний-экспортеров (и импортеров), которые будут заключать агентские соглашения с крупнейшими производителями экспортной продукции.

23. Разработка нормативной базы ВЭД в Новороссии, учитывая особенности восстановительного периода, должна идти с создания наиболее общих нормативных документов, уточнение которых должно идти по мере накопления опыта. Следует очень тщательно изучать как негативные, так и позитивные особенности опыта новых государств, таких как Абхазия, Южная Осетия или Косово, и учитывать его при разработке нормативной базы.

24. Следует максимально быстро приступить к созданию элементов государственной системы финансирования ВЭД и поддержки привлечения иностранного капитала в эту сферу.

25. Следует максимально быстро приступить к созданию элементов государственной системы страхования ВЭД.

26. Следует максимально быстро приступить к созданию элементов государственной системы гарантирования ВЭД.

27. Ключевым элементом государственного регулирования системы ВЭД должно стать формирование эффективной, некоррумпированной администрации (бюрократии) на всех уровнях — от министра до инспектора таможенной службы.

28. На предварительный период до создания системы внешнеэкономического и таможенного учета и контроля следует рассмотреть акцизный характер поступлений от ВЭД в бюджеты Новороссии, то есть таможенные пошлины должны рассчитываться по укрупненным категориям товарной номенклатуры в зависимости от их физических объемов, а не стоимости.

Читайте также:

Чем Донбасс отличается от Южной Осетии?

Евромечта не укрыла, а накрыла Украину

"Бандеровцев готовили в лагерях НАТО"

Юго-Восток: Черная дыра, жрущая людей

Войну на Украине остановит газ

Автор Петр Дерябин
Петр Дерябин — журналист, корреспондент новостной службы Правды.Ру
Обсудить