Россияне укрепляют статус в гипермаркетах

За пятнадцать лет развития розничной торговли в РФ определились главные отличия нашего рынка от других стран мира, а также выявились особенности потребительского настроения россиян. Сегодня совершенно точно можно сказать, какие виды розницы выживут в российской действительности, какие готовы уйти в небытие, а какие наиболее отвечают нашим запросам.


Минск сливает России молоко с туберкулезом

Трудно поспорить с тем, что россияне за последние пятнадцать лет стали жить значительно лучше. По замечанию Александра Демидова, выступившего 20 мая на саммите "Торговля в России" в Торгово-промышленной палате в Москве, фактор потребления для современных россиян остается важным имиджевым фактором, и это касается не только престижных товаров, но и продуктов питания. Потому россияне в большинстве своем любят побаловать себя неожиданными покупками. По крайней мере, если верить статистике, количество граждан, которые перед походом в магазин составляют список необходимых продуктов, практически равно числу тех, кто склонен делать спонтанные приобретения.

Потребительский образ российских граждан также отличает забота о собственной внешности. Оказывается, что жители нашей страны, как никто в Европе, тратятся на всевозможные предметы гардероба. Таким образом, рынок подтверждает распространенное мнение о неподражаемой красоте и ухоженности российских женщин.

Читайте также: "Ножки Буша-2": теперь "тушки Обамы"?

В то же время, согласно исследованию, потребители в РФ не склонны показывать свой социальный статус путем крупных покупок или дорогостоящих хобби, как это принято в других странах. Наш человек демонстрирует свою обеспеченность через продуктовую тележку. Виной ли тому широта русской души или воспоминания об очередях к пустым прилавкам сыграли свою роль, однако россиянам, чтобы чувствовать себя на высокой ступени социальной лестницы, достаточно "забивать холодильник едой" (пускай даже самой изысканной) и носить брендовые вещи для того. Впрочем, это не мешает гражданам России выращивать продукты на собственных огородах, что ежегодно приводит к падению продаж фруктов и овощей в период вызревания урожая.

Согласно сведениям исследовательской компании "Левада-центр", в целом денежные доходы граждан РФ с 2000 по 2012 годы выросли в три раза. Однако граждане продолжают воспроизводить "модель бедности", как пояснила руководитель отдела изучения уровня жизни, доходов и потребления населения компании Марина Красильникова. Несмотря на возможность накопить на крупное и дорогостоящее приобретение, россияне не делают этого, поскольку не желают экономить на текущем потреблении. Таким образом, долгосрочное планирование семейного бюджета, хоть и считается подходом правильным, весьма плохо распространено в России. Такое потребительское настроение россиян исследователи рынка называют социально-экономическим феноменом. Но быть может, демонстрация социального статуса путем продуктовой и вещевой обеспеченности — это историческая особенность населения нашей страны?

Как бы то ни было, по прогнозам "Левада-центр", в будущем россияне "остынут" к такому сегменту рынка, как одежда, а вот тягу к продовольственному изобилию не смогут отбить даже такие веяния времени, как общемировое увлечение здоровым питанием. Интересно, что приверженцев эко-движения в России отталкивает высокая цена натуральных продуктов, тогда как жители других стран готовы платить за "чистый" продукт больше, и не видят в этом для себя барьеров.

Читайте также: Таможенные льготы убивают авиапром России

За прошедшие годы в крупных городах России, как и во всем мире, открылось значительное количество торгово-развлекательных центров (ТРЦ). На сегодняшний день это направление считается наиболее перспективным. Каждый торговый центр дает работу десяткам тысяч людей. Не зря сегодня самими серьезными "работодателями" в розничной сфере являются именно ТРЦ. Перевес в эту сторону, как поясняет управляющий директор Российского совета торговых центров Олег Войцеховский, связан с их площадью, позволяющей сконцентрировать на одной территории любой объект торговли, начиная от гипермаркетов и заканчивая брендовыми магазинами одежды, крупными отделами товаров для дома, и так далее. Кроме того, один ТРЦ торговой площадью от 160 000 квадратных метров дает 12 000 рабочих мест и обслуживает жителей районов в радиусе 4 километров.

В целом торговые центры в России делятся на четыре типа: выходного дня ("МЕГА"), большие, средние и малые, которые представляют собой гипермаркеты. Именно последний тип розничных магазинов наиболее распространен в нашей стране. Гипермаркеты лучше других отвечают запросам современных потребителей, поэтому исследователи рынка уверены, что будущее ритейла — именно за магазинами этого типа. А меж тем, сегодня Топ-10 торговых сетей в РФ занимает лишь 20 процентов рынка, что, конечно, выше аналогичного показателя в 2007 году (11 процентов), но значительно меньше доли, занимаемой торговыми сетями в других странах (в Великобритании ритейл занимает 94 процента рынка), по данным "Инвесткафе".

Интересно, что в России становится все меньше магазинов-дискаунтеров. Те, кто изначально позиционировал свои магазины таковыми, спешно переквалифицируют их в формат "магазин у дома". Так, по словам аналитика "Инвесткафе" Дарьи Пичугиной, "Дикси" уже отказался от звания магазина "низких цен". Пожалуй, единственные дискаунтер, который сегодня остается прибыльным — это "Пятерочка", принадлежащий сети X5 Retail Group. Что касается гипермаркетов, то их количество в нашей стране будет неуклонно расти. Основными тенденциями теперь будет сокращение разрыва в качестве товаров и услуг между конкурирующими гипермаркетами и усиление продвижения современного ритейла в массы, поскольку несмотря на всю перспективность, сегодня магазины такого типа составляют всего 25 процентов рынка по товарообороту.

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"