Таможенные льготы — кость в горле авиапрома РФ

Таможенные льготы убивают авиапром России

С момента ввода таможенных льгот на иностранную авиатехнику прошло два с лишним года. За этот период авиакомпании РФ приноровились брать заграничные самолеты в лизинг. Граждане спокойно летают на боингах и аэробусах, тогда как в недрах отечественной авиаотрасли зреет недовольство. Еще бы, ведь самолеты российского производства оказываются за бортом.

Заграничные самолеты стали активно ввозиться в Россию с 2010 года, когда авиакомпании получили право приобретать во временное пользование самолеты из-за бугра, не выплачивая при этом таможенные пошлины и НДС. Данная мера была введена, дабы сдержать взлет цен на авиабилеты и дать авиакомпаниям время восстановиться после экономического кризиса 2008 года. Однако на пороге уже 2013 год, Россия вышла из посткризисного состояния, бизнес авиакомпаний наладился, риск резкого роста цен остался позади, теперь пришло время расхлебывать результаты принятых два с половиной года назад решений.

По словам отечественных производителей, за прошедшие годы над авиапромом страны нависла угроза. Угроза остаться за бортом внутреннего рынка. В столь неприятном положении на данный момент находятся самолеты Ан-148, SSJ-100, а также готовящийся к выпуску в 2020 году МС-21 ("Магистральный Самолет XXI века"). И это не смотря на то, что таможенная льгота специально не распространялась на лайнеры классов, конкурирующих с российскими. "Льготы были для самолетов в тех нишах, которые не выпускает отечественное авиастроение. То есть, допустим, у нас не выпускают широкофюзеляжные и дальнемагистральные самолеты", — пояснил корреспонденту "Правды.Ру" главный редактор журнала "Авиасоюз" Илья Вайсберг.

Однако в четверг "Газета.Ру" со ссылкой на материалы к межведомственным консультациям по вопросу продления таможенных льгот сообщила о том, что участники российского рынка активно выступают против данной меры. По их мнению за годы действия таможенных льгот внутренний рынок РФ значительно трансформировался в невыгодную отечественному авиапрому сторону и продлевать действие данной меры, срок которой завершается 31 декабря 2013 года, ни в коем случае нельзя. Авиакомпании, в свою очередь, выступают за то, чтобы отмена таможенных льгот продлилась до того момента, когда МС-21 поступит в коммерческую эксплуатацию, ибо отечественное производство пока не может покрыть спрос даже частично.

Читайте также: Малая авиация в зоне турбулентности

"Авиакомпании отдают предпочтение иностранным самолетам не от хорошей жизни уже последние 10-15 лет, — считает Илья Вайсберг, — потому что потребности в авиаперевозках не покрываются мизерными объемами выпуска отечественных самолетов. Это тенденция не последних двух лет, а тенденция как минимум лет 10. Знаете, у нас примерно 80-90 процентов от общего объема перевозок выполняется на самолетах зарубежного производства. Масштабы выпуска, допустим, самолетов Airbus и "Боингов" составляют по 500-600 самолетов в год, а масштабы выпуска гражданских самолетов отечественной промышленности — 10-15. Из этого можно делать вывод.

То есть, конечно, небольшая динамика по гражданскому авиастроению в России есть, но она все равно несоизмерима с теми масштабами, о которых я говорю. А пассажиров-то перевозить надо, и если бы не было этих льгот на покупку иностранной техники, то это бы отразилось на цене билетов, это же социальный вопрос. Мы же с вами не готовы платить лишние несколько тысяч рублей на полет средней дальности, в цену билета же заложены все издержки авиакомпании".

Между тем, по мнению экспертов, представители многих авиакомпаний лукавят. На самом деле на 2013 год запланированы поставки в РФ 84 зарубежных самолетов, причем значительная часть из них будет новыми, срок эксплуатации которых составляет примерно 15 лет. Выходит, что до 2028 года российская авиатехника попросту будет не востребована, что в корне рушит грандиозные планы по воскрешению данной отрасли.

Впрочем, великие планы российского авиапрома мало волнуют отдельно взятые авиакомпании, для которых отмена льгот обернулась значительной прибылью. Сообщается, что за период с 2010 по 2012 году российские авиакомпании завезли на временное пользование в страну в общей сложности 271 машину, сэкономив на неуплате пошлин 2 миллиарда долларов. Разумеется, мало кто захочет терять столь выразительную прибавку, а уж тем более покупать новые российские самолеты по более высокой цене.

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *
Обсудить