Электрички затягивает в воронку высоких цен

Со следующего года россиянам придется забыть о привычных доступных ценах на железнодорожные перевозки. ФСТ издала приказ, по которому стоимость проезда в плацкартных и общих вагонах поездов дальнего следования с 2013 года вырастет в среднем на 20 процентов. Тем временем ФАС предложила лишить регионы возможности продавать билеты ниже себестоимости.

Таким образом, могут увеличиться цены как на путешествия в поездах дальнего следования, так и на проезд в пригородных электричках. Впрочем, вопрос с поездами дальнего следования уже решен. Осталось только зарегистрировать приказ Федеральной службы по тарифам (ФСТ) в Минюсте и опубликовать, чтобы тот вступил в силу. Ситуация же с пригородными электричками пока находится на этапе обсуждения.

Как сообщает РБК, на заседании в Совете Федерации в прошлую пятницу Федеральная антимонопольная служба предложила изменить действующую систему определения тарифов на пригородные пассажирские перевозки. Сейчас данные тарифы определяются властями регионов. Однако издательство сообщает, что, по его данным, именно от регионов инициатива и исходила. Все пригородные железнодорожные перевозки осуществляются 26 ППК (пригородными пассажирскими компаниями), созданными на основе ОАО "Российские железные дороги" совместно с субъектами РФ. Соответственно, последние являются их единственными заказчиками, которые определяют их объем и их цену.

Читайте также: РЖД отрекается от электричек

Цена эта в большинстве регионов установлена ниже реальной себестоимости перевозок. И разницу ППК должен компенсировать местный бюджет. Субъекты же хотят избавиться от этой обременительной обязанности. Даже сейчас ее выполняют не все. По подсчетам РЖД, совокупный долг регионов перед ППК составляет порядка 6 миллиардов рублей. И он серьезно возрастет, если государство исполнит ранее озвученное обещание более не выделять регионам субсидий на развитие ж/д перевозок в рамках избранной политики по снижению госрасходов.

В настоящий момент ФАС предложила передать полномочия определения стоимости билетов ФСТ, то есть на федеральный уровень. Она связывает такую необходимость с тем, что для пригородных перевозок используется та же инфраструктура, что и для грузовых и дальних пассажирских. Меж тем, все тарифы, сборы и платы, связанные с осуществлением двух последних, рассчитывает именно Федеральная служба по тарифам. В ФАС подчеркивают, что, по их мнению, все цены должны быть экономически обоснованы, и участие ФСТ поможет сделать их таковыми.

Если предложение Федеральной антимонопольной службы станет реальностью, тарифы на проезд в пригородных электричках повысятся, что неизбежно спровоцирует волну закономерного недовольства населения. Так, например, в 2010 году, когда московские власти увеличили стоимость поездок в пригородных электричках (фактически выходило, что пассажиры, едущие из области в город и из города в область, должны платить "за пересечение МКАДа"), в Генпрокуратуру поступило заявление Общества защиты прав потребителей. Оно, по многочисленным жалобам населения, просило принять меры прокурорского реагирования в отношении РЖД. Кроме того, ситуация вызвала шквал возмущений в интернете, что привело к составлению коллективного письма граждан на имя президента РФ.

Что касается удорожания поездок на поездах дальнего следования, то оно имеет, грубо говоря, те же причины и те же возможные последствия, что и подорожание пригородных железнодорожных перевозок. Основной причиной является все то же снижение объемов финансирования из федерального бюджета в связи жестким курсом, взятым государством на 2013-2015 годы. Для РЖД это значит, что недостающие средства необходимо получать из каких-то иных источников. А именно — с пассажиров.

Последствия тоже весьма предсказуемы. Хотя новые тарифы еще не введены, граждане уже сейчас задумываются о том, насколько смогут сократить свое пользование услугами РЖД. По данным опроса на сайте "Прайм", 94,4 процента респондентов считают повышение тарифов критичным для себя и подтверждают приведенное мнение главы РЖД Владимира Якунина, что такое повышение спровоцирует отток пассажиров.

Читайте также: Выигран иск за страдания в электричке

"Конечно это абсолютно не радует, потому что у нас внутренний туризм и так недостаточно развит, — прокомментировала ситуацию пресс-секретарь Федерального агентства по туризму Ирина Щеголькова корреспонденту "Правда.Ру". — У нас много народа отдыхает внутри страны, но все-таки хочется, чтобы ездили больше. Однако иногда до 70 процентов стоимости пакета — это стоимость перевозки. Это авиабилет, который тоже у нас дорогой, и железнодорожный билет. Но с авиакомпаниями мы пытаемся вести диалог для того, чтобы хотя бы отменить НДС внутри страны, а что с РЖД — сказать сложно. Конечно такое решение на пассажиропоток повлияет".

Впрочем, степень влияния повышения стоимости железнодорожных билетов на количество пассажиров пока спрогнозировать трудно. По своим местам все как всегда расставит только практика. А сделает она это уже в наступающем году.

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Общественный транспорт станет частным
Темы цены