Легко ли быть народным депутатом?

Николай Московченко - человек с биографией. Врагов у него, видимо, достаточно. Но что заставило их идти на такой грубый и малоэффективный способ борьбы с депутатом, как прямое насилие? Версий, как всегда, много. А это говорит о том, что правды в них мало.

Сам Московченко связывает произошедшее с ним на ночном шоссе с чем-то, близким по времени. Так, буквально на днях ему удалось "провалить" передачу находящегося в его избирательном округе здания Межшкольного учебного комбината номер 17 "Замоскворечье" МИДу. При этом известно, что о безболезненной передаче здания хлопотал лично Лужков (или кто-то, прикрывавшийся его именем).

Чем-то здание действительно интересное. Как выяснил Московченко уже после голосования в Мосгордуме, в 1996 году уже выпускалось распоряжение федерального правительства, передававшее это здание, но столичная мэрия тогда этого распоряжения просто не выполнила.

"Интересные" объекты столичной недвижимости действительно могут, а часто и становятся, причиной "разборок". В отличие от "высокой политики", действующие лица и исполнители тут люди немудрящие, "чисто конкретные". Одна из наиболее правдоподобных версий первого покушения на Московченко, случившегося пять лет назад, также связана с судьбой некоторых объектов недвижимости в тогдашнем Бауманском районе Москвы. Тогда депутат занял позицию своих избирателей, и его решили устранить самым простым способом - наняв киллера-азиата. Надо сказать, что то покушение, несмотря на демонстративный интерес у нему множества вип-персон, так и осталось нерасследованным.

Второй "краткосрочной" причиной нападения мог стать конфликт Московченко с правительством Москвы, в первую голову с вице-премьером столичного правительства, представителем мэра в городской думе Анатолием Петровым. Речь идет о заявлении Московченко, базирующемся на словах Петрова, про существование "списка мэра" на предстоящих выборах, куда 70 процентов действующих депутатов не войдут. Петров теперь отрицает как свои слова о списке, так и существование списка как такового, и объявил о намерении судиться с Московченко.

Вероятность причастности Петрова к "конкретной разборке" тем не менее представляется менее вероятной - представитель мэра в столичном парламенте бывший сотрудник ЦК КПСС, это не в его стиле. Тем более, что он собирался решать вопрос в суде, и инцидент на дачном шоссе навряд ли будет в судебном разбирательстве работать в его пользу.

Хотя у Петрова могут оказаться "добровольные помощники", не столь обремененные аппаратной и прочей культурой. Поэтому данную версию не стоит совсем отбрасывать.

Третий след из числа свежих ведет к стройкомплексу Москвы, с видными представителями которого у Московченко не сложились отношения. Опять-таки, вплоть до суда. Хотя при встрече с Владимиром Ресиным, как говорит Московченко, выяснилось, что весь конфликт - следствие недопонимания и чрезмерной старательности чиновников среднего звена, обычную фразу о злоупотреблениях чиновников ("А где их нет,"- сказал Ресин Московченко) раздули до "принципиального" противостояния. Вообще депутат отзывается о Ресине с известным уважением, даже рассказывает, что во время одной из поездок делегаций московского правительства, в которой участвовал и Ресин, первому вице-премьеру случилось увидать страшно изуродованного солдата-пограничника. И спустя пару дней вице-премьер по своей инициативе пригласил Московченко и просил его передать деньги солдату на лечение:"Вот, собрали в аппарате..." По глазам Ресина Московченко понял, что ничего не собирали, просто вице-премьер отдал свои. Об этом никто не узнал, так что речь шла безусловно о простом человеческом поступке.

В общем, никак не Ресин.

Иное дело менее титулованные начальники стройкомплекса. Здесь в конфликт примешивается и "конкретный" интерес - один из проектов Московченко в его округе затрудняет возведение некоего элитного жилого дома, в котором заинтересованы столичные чиновники. Это уже очень опасное сочетание: конкретный объект недвижимости, чиновники не самого высшего ранга плюс общая конфликтная ситуация. Могли "наехать".

На этом краткосрочные причины, видимо, заканчиваются.

Есть и более романтическая версия. Московченко и Лужкова до последнего времени связывали очень добрые личные отношения. Мэр даже крестил маленькую дочку депутата, помог ему с жильем (весь первый депутатский срок Московченко прожил в коммуналке), помог и переизбраться на новый срок в Мосгордуму. Потом отношения охладели, и мэр, конечно, мог считать депутата чуть ли не изменником "семьи", правда не президентской, а "московской".

Окончательным разрывом стала инициатива создания Московченко фракции "Единство" в Мосгордуме весной этого года. Образование фракции удалось предотвратить усилиями все того же А.Петрова, представителя мэра в Мосгордуме. Но идея осталась, и не исключено, что в ближайшее время будет предпринята вторая попытка образования фракции столичных депутатов, ориентирующихся более на Кремль, чем на Тверскую, 13.

В таком сценарии фраза "Это тебе за все", брошенная после экзекуции лежащему на земле депутату, выглядит логично и законченно, как в гангстерском боевике.

Есть и еще одна, похоже, последняя версия.

В свете новых отношений между Москвой и Кремлем, титул криминальной столицы России стал возвращаться к первопрестольной. Все-таки неудобно, что наш президент происходит из "бандитского Петербурга". Серия громких заказных убийств в Москве на фоне отсутствия таковых в Питере с окончанием избирательной кампании губернатора Северной столицы может носить не случайный характер, а обозначать "новую тенденцию". Тогда Московченко просто "попал под кампанию" и, в общем, легко отделался.

Анатолий БАРАНОВ.

МОСГОРДУМА: РЕШАЮЩИЙ ГОЛОС

НИКОЛАЙ МОСКОВЧЕНКО: ПОГРОМ ПРЕСЕКЛИ, НО...

СКАНДАЛ: НИ ОДИН ИЗ ПОГРОМЩИКОВ МИЛИЦИЕЙ ЗАДЕРЖАН НЕ БЫЛ

Автор Анатолий Баранов
Анатолий Баранов — российский журналист, политический деятель левого толка *
Обсудить