Хочешь, я угадаю, как тебя зовут? А заодно — и где ты живешь

Вам никогда не хотелось позвонить по домашнему телефону... президенту Шаймиеву? Чтобы рассказать ему о своих проблемах, попросить мудрого совета, по-свойски поговорить с ним «за жизнь»? А может, вы горите желанием узнать, по каким адресам проживают премьер Минниханов и казанский мэр, номера их домашних телефонов? Нет ничего проще. Покупаете на «черном рынке» компьютерную телефонно-адресную базу данных и... добро, как говорится, пожаловать! Кому хочешь звони, к кому хочешь в гости иди. С какими хочешь намерениями.

А впрочем, рынок, торгующий ворованными базами данных, не такой уж и «черный». Базами данных телефонных абонентов в Казани, к примеру, торгуют совершенно в открытую. На Чеховском мне предложили такой диск за 400 рублей, по объявлениям можно купить дешевле и с доставкой на дом.

При этом в ГТС лишь руками разводят: официальных путей распространения такой информации нет, базы данных своих абонентов бережем, никому не даем и не продаем, узнать адрес по номеру телефона — ни в коем случае!

В «Телесет» тоже сокрушаются: сотрудники все проверенные, не могут вынести базу «налево». Значит, взламывают? Ведь сейчас такие хакеры, что держись — банковские системы ломают!

Однако базы с адресами телефонных абонентов — это цветочки по сравнению с более серьезными базами, с более конфиденциальными данными на каждого из нас.

Вспомним недавнюю историю, как шустрый брокер «Таиф-инвеста», скупил у акционеров немерено акций Татнефти, акционеры же при этом — ни сном ни духом. Брокер, оказывается, просто «подглядел» паспортные данные акционеров в фондовом центре «Образование» (где в свое время граждане меняли свои ваучеры на акции) ну и поназаключал с гражданами фальшивых договоров купли-продажи. Брокера судили за мошенничество. Но как он «подглядел» закрытые для постороннего глаза данные? Это осталось за кадром.

На вопрос, как закрытая информация становится открытой и попадает на широкий потребительский рынок, есть два варианта ответа. Первый — базы данных воруют чужие, нехорошие хакеры. Второй — базами данных торгуют направо и налево свои, сотрудники разных министерств, ведомств и прочих инспекций.

Так или иначе компьютерное пиратство процветает. И это пугает. Потому что хоть мы и привыкли бояться КГБ, этому ведомству и не снились данные, которыми располагают сегодня вместе взятые налоговики, страховики и пр. Ведь в какие только базы не заносят сейчас наши данные, где только каждое физлицо не стоит на персональном учете! И вся эта информация расползается... Базы МВД, ГИБДД, акционерных обществ, досье на крутых бизнесменов. Говорят, что уже и налоговые базы появились в продаже. Хотя конфиденциальность информации — чуть ли не главный козырь налоговиков. А на том же Чеховском рынке после недолгих переговоров мне предложили за 2 тысячи долларов базу, в которой «все и на всех». То ли взаправду, то ли надуть меня решили. Бывает, что краденые секретные базы оказываются или старьем, или полной «липой».

Конечно, простому и неимущему смертному не стоит так уж бояться утечки своих секретных данных. Кому они на фиг нужны? Ну разве что ваши паспортные данные кто-нибудь впишет в фиктивные документы... А вот богатеньким не позавидуешь. Криминал, ясное дело, охотно пользуется базами данных, чтобы верно выбирать цель для атаки.

...В МВД РТ мне объяснили, что продажа краденых баз данных подразумевает три состава преступления: злоупотребление служебным положением (если утечка произошла изнутри), несанкционированный доступ к компьютерным сетям и, наконец, незаконное предпринимательство. Но если последний пункт доказывается без особого труда, то доказать первые два крайне сложно. К тому же наказание за подобные проделки все равно предусмотрено мягкое — как правило, условное. А вообще в милиции считают, что торговля крадеными базами — это все же не самое страшное преступление против человечества. Кругом сейчас только и делают, что убивают да грабят, а милиция расхлебывает. «Но разве не бывает, что человека сначала вычисляют «от и до», а потом приходят убивать и грабить?» — спрашиваю милиционеров. Милиционеры вздыхают: так, мол, обычно и бывает...

Ольга Мачнева

«Вечерняя Казань»

Обсудить