Автор Правда.Ру

Перемещение ценностей - ценность перемещения

Современное искусство многолико, но что в нем современного? Выбор тем, изощренная техника, необычные идеи? Говорят, нет ничего нового под Луной, откуда же берется то, что мы самовлюбленно именуем СОВРЕМЕННОСТЬ?
Об этом я размышлял на VI Красноярской музейной биеннале, которая открылась 28 июня необычной акцией — гости и участники проехали по улицам города на троллейбусах, превращенных в арт-объекты. Дизайн пассажирских салонов, концептуальные интерьеры на музыкальную, денежную и пожарную темы — все это стало введением к теме праздника современного искусства под названием "Перемещение ценностей — ценность перемещения". Так что же такое современное искусство? Ответ прост — это искусство, которое воплощает ценности, достижения и особенности современной цивилизации. Движение и скорость, ритмы времени, глобальное кочевничество, технологии связи, переплетение и синкретизм культур разных стран и эпох — все это воплотилось в экспозициях выставки.

Наиболее глубоко, на мой взгляд, эта мысль выражена в небольшой работе
Сергея Краснолуцкого "Путешествие орнамента", где в контексте одного
предмета соединены варианты рисунков, создаваемых разными культурами на
протяжении 25 тысячелетий. Все — суть реальные археологические находки:
костяное шило пещерного человека с фигурными насечками, узоры на глиняных кувшинах эпохи каменного века, украшения ручки бронзового ножа древнего тагарца — и так до современных орнаментов на серебряной чайной ложке и денежной купюре. Когда видишь ментальную связь, протянувшуюся через тысячелетия — потрясает до глубины души. Интересно, что Сергей
Краснолуцкий сейчас раскапывает останки динозавров в угольных разрезах Красноярского края — это, согласитесь, тоже тема.

Неожиданные эффекты возникают, когда методы искусств из разных эпох
накладываются один на другой. Синтез продемонстрирован в работах
"Торжество перспективы" Олега Ампилогова с учениками. Художественная роспись тарелок — прием, распространенный в XVIII веке, здесь соединен с принципами сферической перспективы, используемыми в фотографии благодаря объективу "рыбий глаз". В таком ракурсе даны перспективы улиц Красноярска, что усиливает концептуальный эффект.

Особенно впечатляющий проект VI Биеннале — баржа "Северный завоз", где в
контейнерах размещаются экспозиции разного типа. От художественных
выставок и перформансов, до фантастических по своей идее акций, видимых только через специальное отверстие в стенке контейнера. И все это — на грузовой платформе, которая качается, обтекаемая водами Енисея.

Течение времени. Оно запечатлено в работе японца Ахиро Такахаси из
Йокогамы — видим серию фотографий, где сняты предметы, оказавшиеся волей
случая на дне реки Цуруми и открывшиеся взору художника, когда река
пересохла. Воспоминание о реке забвения, подземном Стиксе, вводят нас в
область мифологического сознания. Оно воплощено в работе Виктора Сачивко "Бегство в Египет" - нечто вроде рассказа в сценках из цветных лепных фигурок внутри пространства черного куба, а галерею полотен с как бы хроникальными изображениями разных войн (включая дымящиеся пирамиды) автор Константин Батынков назвал "Хочешь увидеть мир — стань солдатом".

Тема войны необычно эффектно подана в работе Сергея Ковалевского, где зрителю приходится проходить через ряды висящих солдатских шинелей — у всех, кто был в армии, это порождает целую волну эмоций. А художники из Австрии Петер Ноевер , Сепп Мюллер и Михаэль Эмбахер превращают нацистскую боевую башню в международный центр искусства.

К сожалению, не все на выставке интересно и достойно. Порой, срабатывает
эффект прежних времен, когда столичные артисты везли в провинцию вторичное барахло. Вот и сейчас, московский гость Плуцер-Сарно выставил у нас экспозицию "Музей объявлений", где даны увеличенные изображения и
оригиналы настенных текстов, афиш, записок и пр. Идея, мало сказать, что не оригинальна, она позаимствована у известного фотохудожника Валерия Стигнеева , который аналогичную коллекцию фотографий представлял много лет назад под названием "Русский Интернет" в московской галерее наивного искусства Между прочим, в то время критики отмечали, что фотографирование настенных объявлений, скорее, не искусство, а социальный репортаж. Так и здесь: Плуцер-Сарно даже снабдил свою экспозицию текстовыми сентенциями насчет культурного уровня и грамотности авторов объявлений. Однако вряд ли псевдофилософские примочки могут превратить плагиат в оригинальное произведение. Видимо, московский гость переживал из-за этого, поэтому на открытии выставки, облачившись в глухой пиджак и галстук, он потешно потел и все время вытирал голову платком.

Кстати, о работах Валерия Стигнеева легко узнать из интернет-публикаций,
и непонятно на что рассчитывал компилятор, предлагая сибирякам своих клонов. Так компьютерные средства связи помогают корректировать развитие
современного искусства.

Известно, что электронные технологии породили такое специфическое
направление, как видео-арт. На VI Красноярском биеннале это направление
было представлено работой Олега Пономарева и авангардным фильмом Клеменса фон Ведемейера . А Биргит Рамзауэр экспонирует инсталляцию, составной частью которой является нарезка из аудио-шумов берлинского, нью-йоркского и московского метрополитенов. (Художница обещала, что когда в Красноярске закончат строительство метро, она присоединит к коллекции и здешнее подземное постукивание.

Раз уж мы перешли от визуальной модальности к слуховой, скажем несколько
слов о музыкальной программе биеннале. Помимо красноярских и новосибирских рок- и джаз-групп здесь широко была представлена так называемая этномузыка, которую исполняют артисты из Тывы, Хакасии, Алтая, Красноярска и Москвы. Особенно интересны Саинхо Намчилак и Сергей Летов с программой "Ирландия-Тыва-Москва", показывающей архетипические созвучия различных культур. Много интересного можно услышать в течение пяти дней на концертных площадках фестиваля.

В рамках VI Красноярской музейной биеннале "Перемещение ценностей —
ценность перемещения", проходят также дискуссионные "круглые столы",
посвященные проблемам культуры, мастер-класс графического дизайна Андрея Логвина и различные художественные акции. Во всем этом виден основной признак современного искусства — тот, которого раньше не было никогда — перед нами грандиозная попытка синтезировать в единое целое разорванные образы мира: далекое и близкое, высокое и низкое, внешнее и внутреннее, былое и будущее.

Специально для "Правды.Ру"
Павел Полуян, Красноярск

По теме: Биеннале

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+...

Западные журналисты продолжают писать о своих первых впечатлениях от России и россиян. Впечатления оказываются противоположными тому, что говорят западные СМИ.

ИноСМИ и болельщики: "Нам врали о нищей и злой России"

Россия засомневалась во власти - после выходок правительства Медведева и чиновников Кремля высокий и ранее непоколебимый Путина снижается. Он уже стал похож на рейтинг Горбачева...

Пенсионная реформа власти низвела Путина до уровня Горбачева
Комментарии
Дональд Трамп - лакмусовая бумажка западных противоречий
Британия взбудоражена таинственным объектом на стене комнаты. Ваша версия?
Конгрессмены США голодают во имя воссоединения семей мигрантов
Эрмитажный кот признан лучшим оракулом ЧМ-2018
Эрмитажный кот признан лучшим оракулом ЧМ-2018
Анатолий Вассерман: правительство надо поставить на контроль
Анатолий Вассерман: правительство надо поставить на контроль
Лукашенко назвал причину, по которой Белоруссия может лишиться своей независимости
Эрмитажный кот признан лучшим оракулом ЧМ-2018
НАТО нарывается на случайное начало войны с Россией
Пенсионная реформа власти низвела Путина до уровня Горбачева
Лукашенко назвал причину, по которой Белоруссия может лишиться своей независимости
Лукашенко назвал причину, по которой Белоруссия может лишиться своей независимости
"Выбросят, как чемодан без ручки": Жириновский считает, что Украина скоро присоединится к России
Лукашенко назвал причину, по которой Белоруссия может лишиться своей независимости
ИноСМИ и болельщики: "Нам врали о нищей и злой России"
ИноСМИ и болельщики: "Нам врали о нищей и злой России"
ИноСМИ и болельщики: "Нам врали о нищей и злой России"
Эрмитажный кот признан лучшим оракулом ЧМ-2018
ИноСМИ и болельщики: "Нам врали о нищей и злой России"
В Госдуму идет кот Бегемот