Интервью с Сергеем Мазаевым

Сергей Мазаев: "У меня вся жизнь - скандалы"

Сергей Мазаев — личность разносторонняя. Окончил музыкальное училище по классу кларнета и… экономический факультет МГУ. В 80-х работал в популярном тогда ВИА "Автограф". С 1989 года — бессменный солист группы "Моральный кодекс". Он никогда не стесняется в выражениях, когда речь идет о собственных взглядах на жизнь, музыку или коллег по цеху. В этом убедилась корреспондент "Правды.Ру".

— Сергей Владимирович, вы создали новый коллектив, "Оркестр Сергея Мазаева", ходят слухи, что из — за вашего оркестра, группа "Моральный кодекс" распадается. Это правда?

— "Оркестр Сергея Мазаева" — это моя гордость, мое достижение, выросшее из давнишней мечты. Я родился и вырос в Москве, с детства играл в духовом оркестре. Играл в музыкальной школе, в училище в ансамблях, в симфонических оркестрах. В молодости создавали с друзьями рок группы, пытались организовать джазовые коллективы. Я люблю абсолютно разную музыку, но за эти годы от рок-н-ролла немного устал. А еще больше устал, как я уже сказал от художественной самодеятельности, которая просто прет из новых рокнрольщиков.

Коллективное творчество хорошо, когда ты молод, горишь и перед тобой открыты все горизонты, в руках одна гитара и голый энтузиазм. Группа "Моральный кодекс" прошла большой путь и рок-н-ролом сегодняшнего дня ее уже назвать невозможно, но мы все равно работаем, растем в этом направлении. А оркестр исполняет любую музыку. Поем на английском языке, на русском, на итальянском, на испанском. Уже трудимся над первой пластинкой. Наш оркестр состоит из лучших музыкантов Москвы, пока состав — девятнадцать человек. Я мечтаю, чтобы была в оркестре хорошая струнная группа. Мы играем музыку всех времен и народов, и планируем поездить по всему миру.

— Вы считаете, на западе ваш оркестр будет интересен?

— Мне плевать главное, чтобы было интересно мне. Меня интересуют только те люди, у которых горят глаза. По такому принципу и набираю музыкантов в оркестр и по такому принципу играю для слушателей. Я несколько раз в своей жизни встречал оркестры, состоящие из зомби. Что касается публики, с горящими глазами ее достаточно. Как достаточно и убогих однобоко развитых, ничего не видящих кроме своих зарплат людей.

Вы недавно выступали с новой группой "Pervoe Solnce", зрителям ваше выступление понравилось, будет ли еще совместный концерт?

— Мне и самому в целом понравилось выступление. Музыканты показались интересными, а главное профессиональными, это я особенно ценю в людях, увлекающихся музыкой. Конечно, не понравилось, то, что очень мало репетировали, люблю выходить на сцену подготовленным и репетировать, столько, сколько сочту нужным. С этими ребятами было приятно выступать, не исключаю возможности, что еще с ними поработаю, было бы только время. Я очень требователен к профессионализму музыкантов, и сегодня, когда у нас сплошная художественная самодеятельность, общение с такими людьми это как глоток свежего воздуха.

— А что такое на ваш взгляд сплошная художественная самодеятельность?

— Наша постсоветская эстрада, которая вся состоит из художественной самодеятельности. Много профессионально работающих музыкантов, но среди молодых артистов очень низкий уровень. Идеи их произведений интересны зрителям, и вроде бы есть шансы стать популярными, но качество исполнения и подход к сцене оставляют желать, лучшего. Сцена — это алтарь и на нее надо выходить максимально подготовленным. А если не справляешься вживую, пой тогда под фонограмму. Как — то Матвеенко в сердцах сказал: "Я бы вообще запретил всем кроме "Морального кодекса" играть живьем, потому, что иногда бывает такое позорное пение, что лучше была бы использована стопроцентная фонограмма. Иначе это противно слушать".

На своих выступлениях музыкант Андрей Макаревич, советовал зрителям уходить с концертов, где используются фонограммы, вы с ним согласны?

— Макаревич не музыкант. Вы меня спрашивали про группу "Pervoу Solnce", в которой играют ребята, закончившие музыкальные заведения и тут же Макаревич. Несмотря на то, что он хороший гитарист, его невозможно посадить в оркестр с гитарой и чтобы он играл в нем по нотам. Для меня вот это хороший показатель профессионализма в музыке. А люди, которые просто используют музыкальные инструменты, для того что под них исполнить свои стихи — это уровень хорошей самодеятельности. Он профессиональный организатор, отличный телеведущий. Но как музыкант он как был самодеятельным музыкантом, так и остался. Кстати, в отличие от меня он профессиональный поэт, я читал его последнюю книгу. Она мне понравилась.

Читайте также: Михаил Задорнов: слово как пистолет

— Вы когда пишите свои тексты, проецируете их на свою жизнь?

— Не всегда. Присутствует элемент актерства, потому что не все тексты соответствуют моей жизненной позиции. Как актеры играют разные роли, так и я играю, когда выхожу на сцену. Биографичных песен практически нет.

— Как вы уходите от рутины?

— У меня нет рутины. Никогда в жизни она меня не настигала. Когда просыпаюсь утром, вскакиваю с удовольствием, потому что меня ждет насыщенный день. Из-за дочки, которую надо отвозить в школу, стал любить раннее утро. Потом, правда, еду "просыпаться" в бассейн, в тренажерный зал. А после начинаются репетиции, либо с педагогом, либо с коллективом. Это может быть "Моральный кодекс", может быть оркестр, или сам беру инструменты и играю. Я нахожусь среди таких музыкантов, где нельзя быть лентяем. Музыка — это как спорт, если на инструментах не заниматься, они не звучат. В музыке высшие достижения как в спорте высшие достижения, поэтому музыкальную мышцу надо качать.

— Хотите достичь совершенства?

— Нет предела совершенству, потом это физически доставляет наслаждение. Это как езда на велосипеде, для меня не обязательно добиваться каких — то рекордов. Можно просто ездить на велосипеде поддерживать форму и получать удовольствие. Я от музицирования получаю колоссальное удовольствие. Для меня в жизни есть два удовольствия секс и занятие музыкой. Я этим бы занимался круглосуточно.

— Это просто скандальное заявление и, тем не менее, вы не замешаны ни в каких скандалах?

— Вы просто плохо знаете мою биографию, у меня вся жизнь скандалы. Благо, что спокойный характер, я отношусь к журналистам, как к младшим братьям по разуму. Терпимо, с любовью и жалостью. Встречаются, конечно, интересные люди, искренне интересующиеся предметом которым я занимаюсь. Но таковых уже мало, в основном интересует, не перепутал ли я чьи-нибудь трусы по ошибке. Вот это основные вопросы. И они себя с гордостью называют светскими журналистками, не подозревая, что настоящие светские издания как раз пишут о науке, о музыке. Настоящее светское общество, настоящий гламур и интеллигенция, к сожалению, оторваны от денег и у них нет возможности выглядеть, так как они должны выглядеть. Потому что у нас хаос в стране, и ее полностью оккупировали хамы, которые ломают нормальных людей. И приходится с этим считаться, иначе убьют.

— Сергей Владимирович, в восьмидесятых годах публика сильно отличалась от современной ?

— Ну, конечно сейчас более образованная стала. Публика стала красивее одеваться и стала толще. Сейчас много стало "жратвы" и шмотья, вот она оделась, наелась. Правда, среди моей публики, появилось много людей взрослого возраста, потому, что они остались вместе с нами. И в то же время я вижу, как наши песни поют пацаны и девчонки, которым нет еще двадцати, нас это радует. Мы поем о вечном, о красоте, о любви. Призываем всех любить сначала себя, потом всех остальных. Когда человек себя полюбит, приведет себя в порядок, будет красив и будет тем самым доставлять удовольствие окружающим. С ним будут больше хотеть общаться, чем, с каким-то раскисшим лузером.

— А что вы вкладываете в понятие "раскисший лузер"?

— Когда я вижу человека с отвисшей задницей, с отвисшим животом, я понимаю чего от него ждать. Все это происходит от лени, от безволия и самое ценное, что у него есть это его запущенное туловище. Это как раз та самая категория граждан, которая оставляет свои подъезды в грязном виде. А когда люди внимательно относятся к себе, они внимательно относятся и к другим. Это русский стиль мышления, это стиль мышления русской аристократии. Надо брать с них пример, они еще остались в живых на западе. К сожалению, у нас россияне с русской аристократией покончили, и настоящая Россия на этом закончилась. У меня свой взгляд на историю России, и если не хотите услышать мое мнение, в целом не радостное, лучше задавайте мне вопросы о музыке.

— У вас есть идеал среди музыкальных групп, кто больше всего нравится?

— Я академически образованный музыкант, тридцать лет занимаюсь эстрадой, джазом, роком. Эталонов каких-то нет, хорошей музыки много в очень разных стилях, выбрать есть из чего, поэтому наш оркестр играет в самых разных музыкальных направлениях, а публика сама выбирает, что ей больше нравится. Кто один раз побывал на нашем концерте, тот навсегда становится нашим преданным поклонником.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Анжела Якубовская
Анжела Якубовская — журналист, сценарист, корреспондент, автор Правды.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить