Оскароносный "Хичкок", или "Психо" по Фрейду 

На отечественные экраны вышел фильм режиссера Саши Джерваси "Хичкок", снятый в жанре "байопик" (фильм-биография. — Ред.). Картина получила две номинации на премию "Оскар" (за грим и костюмы). В основу сценария легла книга американского кинокритика Стивена Ребелло, посвященная съемкам самого знаменитого фильма маэстро фильмов ужасов — "Психо".

Удивительно, но этот новаторский триллер никогда не шёл в советском прокате (впрочем, как и другие знаменитые ленты Хичкока), в отличии от ремейка, снятого спустя сорок лет режиссером Гасом Ван Сэнтом. Однако попытка переснять по кадрам шедевр Хичкока не вызвала энтузиазма ни у публики, ни у критики. Оригинальная версия "Психо" будет представлена в российском прокате в июле 2013 года в рамках обширной программы показа шедевров старого Голливуда (первой в декабре выщла картина "Криминальное чтиво"). Интересно, что "Психо" по опросу "Американского института киноискусства", проведенному в 2012 году, занял 18 место в списке лучших картин Голливуда.

Но вернемся к ленте Джерваси, имевшего до начала съемок в своём активе сценарии к таким известным голливудским лентам как "Терминал" и " Криминальная фишка от Генри". Сразу скажу, что в новом для него амплуа режиссера Джерваси чувствует себя не слишком уверенно. Порой ему недостает визуальной изобретательности и умения работать со звездными актерами.

Картина о великом мастере саспенса (состояние тревожного ожидания -Ред.) получилась неровной, недостаточно драматичной и монотонной по ритму. Лишь Хелен Миррен ("Королева"), приглашенная на роль ревнивой жены Альфреда Хичкока — Альмы, создала полнокровной образ умной и проницательной подруги семейного тирана и мрачного шутника.

Читайте также: В самом лучшем фильме нет вымысла и женщин

Альма Ревилл состояла в длительном браке с Хичем (так его называли немногочисленные друзья) с 1926 года по 1980-й (год смерти режиссера), причем Хич женился, будучи девственником. Все годы она не только следила за тем, чтобы её капризный муженек не объедался (из-за избытка веса его даже не взяли служить в пехоту в годы первой мировой войны), но и принимала активное участие в написании сценариев, а в молодости работала монтажером в немом кино. Однако вся мирская слава доставалась только мужу, и когда Альма достигла шестидесятилетнего возрастного рубежа, ей страстно захотелось собственного успеха и признания.

Впрочем, её частые встречи с элегантным Уитфилдом Куком, сценаристом фильма "Незнакомцы в поезде"(1950), проходившие в домике на берегу океана, оказались вполне невинными, а ревность мужа необоснованной. Но это станет ясным лишь к финалу фильма Джерваси, а вначале зрителя интригуют возможностью измены жены.

Интенсивный грим, наложенный на сэра Энтони Хопкинса ("Молчание ягнят"), сослужил ему, увы, дурную службу и в чем-то повторяет казус фильма "Высоцкий". Да маститый актёр Хопкинс искусно имитирует внешние жесты и повадки величайшего коллекционера криминальных историй из жизни порочного человечества. Но большинство эпизодов фильма, где главенствует этот ироничный толстяк, будут адекватно поняты лишь теми, кто не понаслышке знаком с противоречивым творчеством и биографией этого чудаковатого гения.

Для многих зрителей так и останется загадкой, почему маститый режиссер после триумфального проката предыдущего фильма " К Северу через Северо-Запад" получил отказ от продюсеров фирмы Paramount финансировать его новый проект "Психо". Он был основан на книге Роберта Блоха, посвященной сексуальному извращенцу и маньяку Эду Гейну. Почему же этот странный для консервативных пятидесятых персонаж так завладел мыслями и снами Хича?

Секрет частично раскрывает прошлое великого маэстро фильмов ужасов. Он рос нелюдимым подростком в семье, где царствовала властная мать, относившаяся к своему любимому сыну как к своей собственности. Поэтому, в своей жене Альме он прежде всего видел суррогат матери, а свои сексуальные инстинкты сублимировал в актах вуайеризма (в картине он подглядывает через дырку в стене за раздеванием актрисы Джанет Ли) и в съёмках фильмов, в центр сюжета которых он помещал холодных роковых блондинок. Их роли эффектно воплощали: будущая принцесса Монако Грейс Келли, Ким Новак, Джанет Ли и другие.

К сожалению, современные звезды (Скарлет Йоханссон и Джессика Билл) без особого драйва сыграли его любимых актрис (Джанет Ли и Веру Майлз) того периода. Они немало натерпелись от причуд и высокомерия человека, знающего себе цену. Особенно был обижен режиссер на Майлз, которая предпочла беременность от мужа съёмкам в его виртуозном триллере "Головокружение" (1958).

Даже подарки, которые делал в жизни требовательный режиссер своим любимым блондинкам, были окрашены специфическим садистским юмором. Так, Мелани Гриффит, пятилетней дочери актрисы Типпи Хедрен, он подарил гробик с куклой, пародийно воссоздающей ненавистный облик её матери-звезды из "Птиц" (1963). По свидетельству киноведа Спото, Хич был трусливым и жестоким невротиком, обладающим многими редкими фобиями.

В частности, он страдал боязнью предметов овальной и яйцевидной формы. Философ С. Жижек, анализируя трилогию фильмов маэстро (с "Психо" в центре), писал: "Отсутствие фигуры отца компенсируется в ней болезненно раздутым материнским суперэго". Но ведь и в основу сюжета "Психо" легла история юноши, который ради патологической любви к покойной матери убивает молодых женщин. И не случайно именно этот фильм, для съемок которого он вынужден был заложить свой дом, стал его самым огромным зрительским успехом.

Как все гении, Хич каким-то шестым чувством понял, что именно в 1959 году молодой зритель уже созрел для знаменитой сцены в душе. Её жестокость, например, так потрясла патриархального сказочника Уолта Диснея, что он через несколько лет отказался предоставить Диснейленд для натурных съёмок Хичу. Но ведь это был год, когда молодые европейцы Годар ("На последнем дыхании") и Феллини ("Сладкая жизнь") сняли свои революционные фильмы вопреки традициям "папиного кино", а в США появился авангардный фильм "Тени" Джона Кассаветиса.

Немало в фильме Джерваси уделено внимания и борьбе с цензурными ограничениями. Но если в 1959 году судом США было, наконец, признано, что "Любовник леди Чаттерлей" не является порнографическим сочинением Дэвида Лоуренса, то в голливудском кино над всеми как дамоклов меч ещё продолжал висеть цензурный кодекс Хейса. Решительной попыткой его нарушить стал лишь снятый в 1965 году фильм Сиднея Люмета "Ростовщик", но Хичкоку удалось виртуозно обмануть кодекс Хейса ещё в 1959 году.

Быстрый и рваный монтаж, виртуозно применённый им при съёмке сцены в душе, конечно, сильно опередил своё время. Но ведь ещё в 1929 году Хич новаторски снял свой первый звуковой английский фильм "Шантаж", который сразу стал хитом сезона. А разве не был смелым для Хича отказ в "Психо" от цвета, который он искусно использовал в предыдущих своих двух лентах.

Режиссер Джерваси явно смягчил образ неистового Хича, который привык издеватьсянад актрисами на съёмках (в фильме присутствует лишь одна душераздирающая сцена, когда Хич сам с ножом набросился на бедную Джанет Ли в душе), но при этом обладал маниакальной страстью к чистоте. Иронична сцена в бассейне, когда Хич с сачком отлавливает пожухлые листья. И она намного больше говорит о его педантичном характере, чем все задушевные беседы с актрисами.

А его снобизм гурмана иронично подчеркнут режиссером Джерваси в сцене, где он отказывается получать гусиный паштет из Парижа, якобы для экономии средств (бюджет "Психо" составлял немалые для той поры 800 тысяч долларов). Вообще юмористические эпизоды получаются у Джервази явно лучше, чем драматические. А восторженный приём фильма "Психо" на премьере, достигнутый благодаря блестящим пиар-ходам Хича, символически несколько снижается появлением черного ворона на тучном плече его создателя. После проката "Психо" в мире Хич и Альма стали миллионерами. И хотя, последующие 6 фильмов Хича уже не были такими революционными, "Птицы"(1963) снова стали хитом. А для всего человечества фамилия Хичкока сделалась брендом, который успешно продавался наравне с брендами Мерлин. Монро и Джимми Дина. Даже в СССР продвинутые зрители, не видевшие ни одного из фильмов маэстро, слышали о великом и ужасном Хичкоке. А у нас фильмы Хичкока стали доступными массовому зрителю только с наступлением эпохи видео.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Аргентинскую подлодку погубила немецкая коррупция
Ловушка для Керимова: арест сенатора подготовили из России
Киргизия подписала закон о списании долга перед Россией
Киргизия подписала закон о списании долга перед Россией
Киргизия подписала закон о списании долга перед Россией
Киргизия подписала закон о списании долга перед Россией
Опрос: молодежь нужно привлекать к участию в политической жизни
Побочный эффект: о чем забыл МОК, наказывая Россию
Россия запретит Западу присваивать Луну, Марс и астероиды
Сколько лет российскому Деду Морозу
The Times объявило конкурс издевок над спортсменами России
The Times объявило конкурс издевок над спортсменами России
The Times объявило конкурс издевок над спортсменами России
Это неизбежно: СССР вернется при одном условии
Это неизбежно: СССР вернется при одном условии
Ловушка для Керимова: арест сенатора подготовили из России
Пора показать зубы: "Мы свою Олимпиаду можем сделать"
The Times объявило конкурс издевок над спортсменами России
Права Союза биатлонистов России урезаны до конца сезона
Нет сдачи: Россия не может нанести МОК ответный удар
Беднейшей страной признали Украину

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры