Рабоче-крестьянская Белая армия

Девяносто лет назад, 7 августа 1918 года, рабочие Ижевского оружейного завода восстали против советской власти. 17 августа к ним присоединились рабочие соседнего Воткинского машиностроительного завода, затем жители города Сарапула и крестьяне окрестных уездов.

В междуречье Камы и Вятки поднялось восстание, в котором, по различным оценкам, приняло участие от 25 до 30 тысяч человек. Разбитые повстанческие армии Ижевцев и Воткинцев вошли в состав армии адмирала А.В. Колчака.

Между историками, как советскими, так и белоэмигрантскими, нет согласия в оценке этого события. Было ли оно типично для истории Гражданской войны в России или является уникальным.

Советские историки в течение 70 лет либо молчали об этом восстании, либо откровенно лгали, предпочитая говорить о «несознательных рабочих» насильно вовлеченных в «кулацко-эсеровский мятеж».

Собственно говоря, вранье оказывалось служанкой идеологии. Вождь большевиков Ленин (таких людей, как руководители этого восстания) считал «рабочей аристократией», зараженной мелкобуржуазной психологией.

Самое действенное сопротивление новой власти на Урале и в Прикамье оказали именно рабочие и крестьяне. То есть те, от имени которых и для блага которых, эта власть и была взята.

Профессиональные революционеры, интеллигенция обеих столиц и выходцы из малороссийских местечек не таясь объявили своими врагами всех трудящихся, способных собственным трудом обеспечить свою жизнь.

Они если и были «аристократией», то не аристократией белоручек и лентяев. На Ижевском оружейном заводе трудились высококлассные специалисты, производившие трехлинейные винтовки для воюющей Русской Армии.

Поэтому большевикам и не удалось на корню подавить восстание – они рисковали остановить производство и остаться без необходимого им самим вооружения. Сначала вместо карателей (они придут несколько позднее) на заводы потянулись агитаторы.

Но без крови не обходилось даже в первый период недовольства рабочих политикой большевиков. Разогнав неугодный власти Совет рабочих депутатов, они явочным порядком убивали наиболее активных своих противников.

Рабоче-крестьянская Белая армия
Рабоче-крестьянская Белая армия
Наиболее подробную картину тех событий оставил их очевидец – начальник штаба Ижевской стрелковой дивизии Генерального Штаба полковник Авенир Геннадьевич Ефимов (1888 – 1972).

Используя собственные записи, сохранившиеся у него документы и воспоминания однополчан, прежде всего своего начальника и друга, начальника Ижевской дивизии, а затем командующего Белоповстанческой армией в Хабаровском походе, генерала Викторина Михайловича Молчанова (1886 – 1975), он написал книгу «Ижевцы и Воткинцы. Борьба с большевиками 1918-1920», которая лишь недавно вышла в России.

В воспоминаниях Ефимова можно не только натолкнуться на перипетии «той единственной Гражданской», но и лучше понять, каково было командовать казачьей вольницей легендарному Ермаку или атаману Пугачеву.

Генерал Молчанов вспоминал, как ему – тогда еще молодому подполковнику - не хотелось принимать командование над «недисциплинированными бунтовщиками» и «распущенными рабочими», которые в тылу «занимались мародерством и грабежами».

Через много лет, уже в эмиграции, Викторин Михайлович писал: «Я оказался самым счастливым офицером в армии, получив под свое командование Ижевцев.

Они не хотели меня, а я не хотел принимать командование этой «вольницей», но после первых боев мы поняли друг друга, постепенно крепло наше боевое содружество и доверие, которое сохранилось до конца».

В конце остается добавить, что Ижевцы спасали от разгрома всю Каппелевскую армию – помните знаменитую психическую атаку из фильма «Чапаев», - чей легендарный полководец перед своей смертью высоко оценил боевой дух и ратные качества вчерашних пролетариев.

В последний раз Земская Рать рубилась с красными в сентябре-октябре 1922 года. Среднее поколение помнит знаменитый рефрен песни про «штурмовые ночи Спасска».

Именно после жестоких сражений у Спасска и под Монастырищем от некогда 30-тысячной армии Ижевско-Воткинских повстанцев осталось 7535 воинских чинов, 653 женщины и 461 ребенок, которых загнали в лагеря беженцев.

Остальные ушли в Китай.

Читайте еще в разделе "Культура".

Автор Григорий Резанов
Григорий Резанов — журналист, фотожурналист, бывший редактор культурного раздела Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить