СМЕНА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРИЕНТИРОВ - ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ. Мы, боясь великого восточного соседа, намеренно закрываем глаза на перспективу сотрудничества со страной, входящей в тройку крупнейших мировых инвесторов

Международная политическая и экономическая конъюнктуры стремительно меняются и нам просто необходимо поспевать за ними. Необходимы новые стратегические партнеры, от их выбора не в последнюю очередь будут зависить наши успехи. Об этом на станицах «ПРАВДЫ On-line» рассуждает председатель правления Фонда афро-азиатского развития Михаил Бондаренко.
В прошлом году объем прямых зарубежных инвестиций составил примерно 4.5 миллиарда долларов. Однако этого явно недостаточно. На ближайшие десять-двадцать лет России нужно как минимум 2-2,5 триллиона долларов. Где их взять? Кредиты МВФ и тому подобное - тема отдельного разговора. Американские или западноевропейские инвесторы? Маловероятно. Бывшие «друзья по восточному блоку» - они необходимы им самим. Скорее всего, стратегические интересы России находятся в азиатско-тихоокеанском регионе, а также частично на африканском континенте...
Проблема заключается совсем в другом - стратегических партнеров мы ищем совсем не там, где их надо искать.
Давайте скажем прямо: Америка чисто геополитически не может быть заинтересована в сильной России. Европа находится рядом с нами, она нуждается в России скорее стабильной, нежели сильной и экономически развитой.
Смею полагать, что реальный интерес в долгосрочных инвестиционных проектах, целью которых станет проникновение на колоссальный российский рынок с его богатейшими людскими и природными ресурсами в ближайшем будущем возникнет в первую очередь у группы новых индустриально развитых азиатских стран. Некоторые называют их «азиатскими тиграми». Понятно, что именно Япония, Сингапур, Гонконг, Тайвань, Южная Корея в силу географических и экономических интересов, желанием использовать накопленные производственные технологии и избыток инвестиционного капитала, могут стать нашими стратегическими инвесторами и деловыми партнерами. Добавим к этому списку Китай и Индию, ЮАР...
Но есть еще одно направление, которое кажется не менее перспективным. Африканский континент в течение нескольких десятилетий являлся традиционным рынком сбыта российской промышленной и сельскохозяйственной продукции, а также изделий ВПК. Между тем, самый быстрый рост экономики ожидается именно на африканском континенте, где средний прирост ВНП прогнозируется в размере 4 процентов. Мы же этот рынок с каждым годом теряем, а мировая конъюнктура, как и природа, пустоты не терпит.

Восстановить доверие инвесторов не так просто. И это касается всех инвесторов - будь они из Нового Орлеана или Осаки. До настоящего времени азиатско-тихоокеанские инвесторы вели себя более осмотрительно, чем их западные коллеги. Необходимо понять, что без повышения эффективности российской экономики, уровня ее надежности, четких правил и гарантий, одинаковых для внутренних и внешних инвесторов, разговор вообще не имеет смысла.
Речь идет о том, что если поступательные, планируемые российским правительством меры оздоровления экономики все-таки будут реализованы, в какой именно географической плоскости необходимо будет искать союзников для дальнейшего развития этих мер?
Представители азиатской финансовой элиты, включая министров финансов, руководителей крупнейших государственных и частных банков, до сих пор предпочитали занимать выжидательную позицию. Этому обстоятельству есть свои объяснения: сначала кризис обрушился на них самих, потом бумерангом отразился на нас. Вслед за этим пошли долгие месяцы ожидания результатов российских выборов, их анализ и оценка перспектив выхода из летаргического сна российской экономики. Добавим к этому практически полное незнание российского рынка, его специфики и законов.
Именно плохая осведомленность деловой элиты тихоокеанского региона, как показал наш опыт, явился одной из причин не оправдавшихся ожиданий относительно перспектив российско-азиатского инвестиционного сотрудничества. Теперь ситуация кардинально меняется. Да, пока Россия остается "зоной риска". Но и дивиденды, которые смогут получить инвесторы в России» несопоставимы с европейскими. Кстати, еще большой вопрос - ждут ли "азиатских тигров" на американской и европейской «арене». В России пока ждут.

К примеру, потребности в энергоресурсах в XXI веке будут расти быстрее всего в Восточной Азии, которые, согласно оценкам экспертов, к 2010 году увеличатся более чем в два раза.
Именно сибирская и дальневосточная нефть, газ и электроэнергия способны сделать азиатско-тихоокеанский регион ареной мирового экономического роста. Например, с постепенным переходом от угля на наиболее экологически чистые источники энергии, экспорт российского газа, несомненно, станет одним из приоритетов российской торговли с нашими восточными соседями. Судите сами, доля газа в энергобалансе нашей страны составляет уже сейчас примерно 50 процентов, тогда как в Японии пока лишь 9 процентов, а Китае - всего 2 процентов. Реализация проекта по поставкам избыточной электроэнергии на Восток, принесет нашей стране сотни миллионов долларов.
А развитие транспортной инфраструктуры? Пока никто не оценил перспективы создания от Тихого океана до Атлантики колоссальной системы железных и автодорог, линий связи, обеспечивающей эффективную циркуляцию людей, грузов и энергоносителей. Добавим к этому давно назревший вопрос создания специальных экономических зон по опыту КНР. Основой такого проекта должна стать знаменитая Транссибирская магистраль. На ее модернизацию, соответствующую мировым стандартам финансов у России на данный момент нет. Однако нашим долевым участием могло бы стать предоставление территории, людских ресурсов, строительных и других материалов. Представьте только масштабы этой идеи - объединение природных и людских ресурсов России и Китая с финансовым и технологическим потенциалом Японии, Южной Кореи и Сингапура.

Сейчас мы по-прежнему сориентированы на Запад. Это касается как кредитов, так и практического, делового сотрудничества. Оставляя за рамками вопрос военно-технического сотрудничества, с величайшим сожалением можно констатировать, что из-за ограниченных экономических возможностей, а иногда и просто из-за отсутствия политической воли нашего руководства, товарооборот между Россией и странами АТР неуклонно падает.
Кроме десятка межгосударственных проектов, часть которых еще находится на стадии проработки (АЭС в провинции Цзянсу, Ковыктинекий газовый проект и т.д.), резко сократилась непосредственно торговля с КНР.
Китайская сторона не проявляет готовности расширять технико-экономическое сотрудничество с нашей страной, которая является лишь десятой по объему торговли и доля которой в китайском товарообороте занимает сейчас лишь 1.7 процентов. Более или менее "спасает" положение приграничная торговля, но и она нуждается в серьезной корректировке.
Аналогичная ситуация с Японией, Южной Кореей, Сингапуром и другими странами этого региона. Несмотря на благоприятную международную обстановку на азиатском континенте, общий объем экономических отношений РФ с этими странами, экономика которых в целом уже оправилась от кризиса и испытывает подъем, не только не увеличился по сравнению с периодом холодной воины , но даже существенна сократился.
В отношении с африканскими странами, которые остро нуждаются в долгосрочных проектах, особенно в аграрном секторе, по-прежнему отсутствует система кредитования и гарантий, что объективно не могло, не отразится на объемах товарооборота.
Все это наводит на мысль необходимости корректировки российской внешнеполитической и внешнеэкономической доктрины. Мы должны уяснить задачи и выработать стратегию ее достижения. Прагматизм - вот чем мы должны руководствоваться в решении выбора того или иного стратегического партнера. К сожалению, это получается далеко не всегда.

В этом смысле характерен пример наших отношений с Тайванем, чей объем товарооборота в три раза превышает аналогичный показатель в России. Да, у нас нет дипломатических отношений, как впрочем, и у большинства стран мира. Однако отсутствие таковых не мешает, например, американцам использовать их новейшие технологии, успешно привлекать многомиллиардные инвестиционные накопления. Несмотря на всю политическую шумиху, вокруг проблемы островного сепаратизма, Тайвань является вторым по величине зарубежным инвестором в КНР. Мы же, боясь великого восточного соседа, намеренно закрываем глаза на перспективу экономического сотрудничества со страной, входящей в тройку крупнейших мировых инвесторов, под разными предлогами уходим от встреч с тайваньским руководством для обсуждения сугубо экономических и финансовых вопросов.
Между тем 2 миллиарда долларов, составляющие товарооборот между КНР и Россией - это капля в море, по сравнению с тем, что мы могли бы получить от торгового сотрудничества с Тайванем, которое в настоящий момент идет не напрямую, а через третьи страны. Кстати в свое время аналогичная ситуация была и с Южной Кореей.
Михаил БОНДАРЕНКО

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить