Норвежцы интересуются нашими военными верфями, чтобы строить Там для себя гражданские суда

Только что прошедший в Архангельске Евро-Арктический нефтепромышленый семинар неожиданно высветил ранее тщательно скрываемый интерес деловых кругов Северной Европы к «гражданской» продукции самых секретных военных верфей России. Интерес скандинавов к уникальным возможностям Северодвинска (Архангельская область) густо отдает… газом. В парламенте Норвегии уже подписано разрешение на разработку шельфового (то есть расположенного на морском дне) Белоснежского газового месторождения близ города Хаммерферст. Ближайшая к этому месторождению крупная верфь, в качестве продукции которой скандинавы убеждены - это северодвинское Севмашпредприятие. Там, между прочим, строили погибшую АПЛ «Курск», там же в прошлом году в кратчайшие сроки сделали два огромных понтона, которые потом использовались при подъеме погибшей субмарины. Для продвижения нового проекта норвежцам нужны баржи грузоподъемностью по 20 тысяч тонн с установленными на борту насосами, качающими под давлением газ, трубопроводы, оснастка и многое другое. Проект газовых разработок под Хаммерферстом продвигается норвежской компанией «Стат-Ойл». Деловые переговоры уже показали, что заказ норвежской стороны Севмашу по плечу. Подобные проекты корабелам, привыкшим строить атомные ракетные субмарины, тем не менее знакомы. Можно сказать, что «предквалификационные экзамены» специалисты завода сдали, готовя подобные конструкции для компании «Сахалин-2» - завод для сжижения газа. Как сообщила ведомственная газета «Корабел», издаваемая пресс-службой Севмаша, в ближайшее время представители «Стат-ойл» прибудут на завод, чтобы на месте увидеть и определить конкретные перспективы сотрудничества.

 Северодвинцам вообще-то есть чем похвастаться кроме атомных субмарин. Примером может служить строящаяся морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) «Приразломная», техническую документацию для создания которой конструкторы Севмаша выпускают совместно с английской компанией «Браун энд Рут». Российская государственная компания «Росшельф» планирует, что эта самая МЛСП будет в скором времени качать газ из недр шельфового месторождения «Приразломное». Основной инвестор строительства одноименной платформы - компания «Роснефть». Именно на ее средства закуплена большая часть металла для сооружения гигантского корпуса.

 Для многих зарубежных бизнесменов, участников этого Евро-Арктического семинара, возможности Севмаша стали открытием. В российских правительственных кругах бытует мнение, что это предприятие, в былые годы жутко секретное (все-таки атомный щит страны здесь ковался), до сих пор не слишком утруждает себя рекламой за рубежом. Зачем ему было искать других партнеров, кроме богатого (когда-то, конечно) отечественного министерства обороны? Лишь после перестроечных катаклизмов, когда кошелек минобороны стал тощ, на Севмаше понемногу начинают перестраивать «коммерческое» мышление. И первые результаты налицо. Например, почти синхронно с началом вышеупомянутого Евро-Арктического «нефтяного» семинара на Севмашпредприятии с инспекторской проверкой побывали представители голландской фирмы «Дамен» и портовых властей Алжира. Голландцы предпочли разместить заказ на строительство семи буксиров для африканцев именно на Севмаше. Пять из них будут сданы заказчику уже в нынешнем году. А, кстати, соседи-норвежцы заказали Севмашу проектирование и строительство двух рыборазводных заводов. Не субмарины, конечно, но в нынешних условиях это хоть какая-то работенка для корабелов. А нынешние условия таковы: например, за строительство новейшей АПЛ «Гепард», принятой в боевой состав российского военного флота еще в конце прошлого года, любимое государство еще должно Севмашу аж полмиллиарда. Как тут у иностранцев заказ-другой не перехватить? Тем более, что марка «подводного» Севмаша в мировом судостроении котируется, как во времена СССР так называемый Знак качества… В общем, специалисты Севмаша после Евро-Арктического семинара вспоминая общение с иностранцами, в очередной раз повторяют фразу из памятной рекламы: «Надо чаще встречаться…»

 

 На снимке: ледостойкая «газовая» платформа «Приразломная» строится на том же стапеле Севмаша, где строился погибший «Курск»

 

 Виталий БРАТКОВ,

 «Правда.Ру»,

 Архангельск

Обсудить