Все идет по плану: Интеграция в мировую экономику требует жертв

Не один год российские власти и ведущие эксперты твердили о том, как хорошо слиться с мировой экономикой, стать ее частью, участвовать в международном разделении труда. Кризис 1998 года, казалось бы, должен был отрезвить наиболее рьяных реформаторов. Ибо излишняя открытость и зависимость от состояния дел на мировых рынках для слабой российской экономики пагубна. Китай, к примеру, свой внутренний рынок открывает, но под жестким политическим контролем. То бишь в любой момент может закрыть или ограничить иностранное присутствие. Несмотря даже на вступление в ВТО. Однако наших свободных рыночников, похоже, ничто не сдерживает. А у правительства в итоге появляются все новые поводы для головной боли. И, судя по всему, в дальнейшем поводов станет еще больше.

Вот перед праздниками правительство РФ неожиданно озаботилось увеличением внешнего долга крупнейших российских компаний. Высокопоставленный чиновник — заместитель главы Минфина Алексея Кудрина (кстати, признанного лучшим министром финансов в Восточной Европе) Сергей Колотухин даже счел нужным предупредить крупный российский бизнес о том, что власть вынуждена будет принять меры и размеры внешних долгов российских компаний ограничить. И это весьма смахивает на бессильные потуги правительства Виктора Черномырдина обнаружить в 1995 году виновников "черного вторника". Тем более смешных, что эти попытки совершенно не укладывались в рамки самим же правительством объявленного курса.

То же самое и в этом случае. Да, российские компании привлекают средства, которые не могут найти внутри страны, за рубежом. Да, в условиях нехватки инвестиций занимают, казалось бы, больше, чем следует. Но ведь никто научно не обозначил тот самый потолок, выше которого расти нельзя. В Минфине существуют расчеты, определяющие общий долговой баланс для страны в целом. Но потребностей отдельных компаний эти расчеты явно не учитывают. А раз даже государственная монополия "Газпром" с начала года умудрился разместить за границей своих бумаг на 1,75 млрд. долларов, то уж частным компаниям, вроде бы, стесняться нечего. Вот и получается, что они тоже занимают. ТНК, к примеру, заняла 300 млн. долларов, "Алроса" - 500 млн., "Норильский никель" - 250 млн. И так далее.

Что в этой ситуации делать власти? Ограничивать рост отечественных компаний, тем самым, подрезая налогооблагаемую базу и доходы бюджета? Или дать всем возможность занимать сколько угодно, тем самым, увеличивая суммарный внешний долг страны? Другое правительство, в другой, надо полагать, стране бросило бы все силы на банковскую реформу. Чтобы отечественные предприятия кредитовались в основном в отечественных банках. Но только не в России. У нас банковская реформа как всегда окончилась пустой говорильней. А отечественные банкиры в очередной раз потребовали от государства "особых условий", иначе, мол, они "за базар" не отвечают. В другой стране таких банкиров "уволили" бы. Но не у нас. У нас пытаются уговорить олигархов не занимать слишком много. Ну-ну.

Беспокойство правительства, в частности, Минфина понять можно. Там все помнят, что Азиатский кризис пятилетней давности как раз и был вызван резкой диспропорцией между минимальными государственными и большими частными долгами. Если учесть, что у России и государственный внешний долг немаленький, то все заверения того же Кудрина о невозможности нового дефолта смотрятся как-то несерьезно. Хотя ради объективности следует признать, что ситуация в 1998 году была намного хуже.

В правительстве сегодня пока предпочитают не заикаться о другой тенденции, которая, в отличие от незначительного увеличения внешнего долга, может оказаться куда более серьезной угрозой, как для страны, так и для деятельности самого правительства. Так или иначе, сложившаяся сегодня в мире обстановка вынуждает крупнейшие российские компании в той или иной мере объединяться с крупнейшими же иностранными компаниями. Такого рода "слияние" позволяет российскому бизнесу увереннее чувствовать себя на мировых рынках, открывает для них новые возможности и приносит инвестиции, необходимые для развития.

На первый взгляд, эта тенденция прекрасно укладывается в тот курс, который провозгласило правительство — все что угодно ради иностранных инвестиций. Не противоречит она и логике развития самого российского бизнеса. Сначала модно было нанимать вышедших в тираж на Западе топ-менеджеров и бывших политиков в качестве "свадебных" вице-президентов. Но поскольку эта мера не способствовала заметному продвижению на западные рынки, то решено было вступать с акулами экономического империализмами в стратегическое партнерство. Так что сделку между ТНК и British Petroleum, и намерение объединяющейся "ЮкосСибнефти" продать свой крупныйпакетстратегическому иностранному инвестору, по идее, правительством может только приветствовать. Вот они — инвестиции! Однако, по информации, доносящейся из коридоров Дома правительства, к такому повороту событий высокопоставленные чиновники оказались не готовы?

Действительно, как-то это не по государственному. Одно дело создать четвертую по величине в мире нефтяную компанию. Это очень хорошо и патриотично. Это наш ассиметричный ответ американцам, вопреки международному праву завладевшими иракской нефтью. Так-то! Но создать и потом продать иностранцам? Это как-то не помещается в чиновничьем мозгу. Это неправильно, непатриотично и... Бог знает еще как. Само собой на язык просится подзабытое, но все еще страшное слово "диверсия". Отсюда, наверное, и публикации в российских СМИ, что МАП не допустит объединения "Юкоса" и "Сибнефти", что кремль усиление нефтяных олигархов обязательно "торпедирует" и т. д. Хотя аналитики и успели уже назвать начавшееся слияние "крупным прорывом". Только вот прорывом к чему?

В отличие от госчиновников, г-на Ходорковского никто не обязывал ломать голову обо всей стране. Он соблюдает законы, исправно платит налоги. И на этом, казалось бы, все взятки с него должны быть гладки. Он заботится о будущем и процветании своей компании. Причем, в Конституции РФ нигде не записано, что бизнес г-на Ходорковского обязательно должен оставаться именно российским бизнесом. Поэтому совершенно очевидно, что будущее процветание этого бизнеса никак не возможно без вхождения в клуб транснациональных нефтяных компаний, где ни "Юкос", ни объединенную "ЮкосСибнефть", в общем-то, никто особо не ждет. Вход только один — через слияние с иностранным транснациональным монстром. И, конечно же, г-н Ходорковсий этим входным отверстием пренепременно воспользуется. И после этого у него не будет проблем с экспортом нефти ни в Китай, ни в США, ни со средствами на развитие. Может быть, такая линия поведения и расходится, так сказать, с "национальными" интересами, зато весьма соответствует букве и духу свободы предпринимательства.

А правительству — хочешь, не хочешь — придется уже иметь дело с иностранными партнерами, с ушлыми международными адвокатами, везде натыкаться на иностранных разведчиков, работающих под "вице-президентской" крышей. Тут уже не попросишь пару сотен миллионов на избирательную компанию или на развитие детского спорта. Но ничего не поделаешь — такова плата за вхождение в мировую экономику. Придется привыкать к тому, что и министра с вице-премьером могут ни о чем не спросить. И ничем не отблагодарить.

Другое дело, что пришествие крупных иностранных инвесторов в корне изменит экономическую ситуацию в стране. И совсем не в том смысле, в каком хотелось бы чиновникам и жителям России. Конечно же, иностранные акционеры приложат все усилия для того, чтобы доморощенный российский бизнес под их крылом стал прозрачным, соответствовал западным корпоративным стандартам и западным же нормам прибыльности и эффективности.

Никакой оглядки на социальную обстановку в стране, конечно же не будет. "Ненужный" персонал пополнит не учитываемую государством армию безработных. Российские заводы останутся без заказов. Поскольку иностранного акционера российская продукция явно не устроит, да и, к тому же, он привык приобретать оборудование у своих давних и традиционных партнеров. Вопрос с ценами, надо полагать также будет решен на самом верху и к полному удовлетворению инвестора. Цены, что на экспорт, что внутри страны будут такими, какими надо иностранному хозяину. Несмотря на то, что нефть эта наша, и добывают ее наши буровики. Покупать ее и продукты ее переработки (бензин, мазут и др.) мы будем у иностранцев.

Точно также, как в случае вхождения иностранных акционеров в капитал предприятий РАО "ЕЭС России", стали бы покупать у иностранцев нашу же электроэнергию. И такое развитие событий полностью укладывается в провозглашенный правительством курс. Такова российская государственная политика в области национальной экономики. И приход в страну крупных иностранных инвесторов сделает ее вечной и необратимой.

Поэтому беспокойство правительства насчет того, что отечественные компании чересчур залезли в долги кажется, по крайней мере, несерьезным. Тем более что чрезмерные долги — это еще один способ заманить к себе иностранного акционера. Кто мешает задолжавшим компаниям возвращать долги своими акциями. Тем более что это уже и так происходит каждый Божий день. И, судя по всему, так оно и предусмотрено.

О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/main/18/89/355/9931_integration.html

Обсудить