Как вызвать новый бэби-бум?

На днях премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил Минтруду, Минздраву, Минфину и Минэкономразвития подготовить россиянам "подарок" к Международному дню защиты детей 1 июня. Речь идет о разработке дополнительных мер стимулирования рождаемости. Опасаясь новой демографической ямы, правительство решило сработать на опережение. И это похвально. На чем же следует сосредоточиться авторам новой демографической политики?

Демографическая проблема является бичом нашей страны едва ли не с начала ХХ века. Две опустошительные мировые войны, голод, коллективизация — полный перечень причин специалистами приводился неоднократно и большинству хорошо известен. Последняя глубокая демографическая яма, когда ежегодный уровень рождаемости снизился с 2,6 до 1,3 миллионов человек, длилась более десяти лет — с конца 80-х до нулевых. В конце ХХ века число умерших ежегодно превышало число родившихся более чем на 800 тысяч человек.

С середины нулевых российские власти вплотную занялись демографическими проблемами. На федеральном и региональном уровне был введен ряд пособий, льготы многодетным семьям с тремя и более несовершеннолетними детьми, в том числе скидка на оплату коммунальных услуг, преимущественное право при приеме детей в дошкольные учреждения, предоставление земельных участков и многое другое. Самая крупная из принятых мер поддержки — это введение с 2007 года материнского капитала, то есть фиксированной суммы, выплачиваемой семье при рождении второго и последующих детей. Его размер един по стране и сегодня составляет 453 тысячи рублей. До недавнего времени сумма регулярно индексировалась, но в связи с кризисом индексацию пришлось заморозить до 2020 года. Маткапитал может быть потрачен на улучшение жилищных условий семьи, образование ребенка или пенсионное обеспечение матери. В ближайшие годы этот перечень предполагается расширить.

Пакет господдержки дал свой результат: четырехлетка, начатая в 2012 году, была самой благополучной в плане рождаемости за всю новейшую историю России с начала 90-х годов. Ежегодный естественный прирост населения составлял тогда более 30 тысяч человек. По данному показателю наша страна в тот период обогнала многие государства Европы.

Но 2016 год принес неприятный итог — долгожданный прирост снизился в полтора раза, до 18 тысяч человек. Дело в том, что на демографические провалы и взлеты, помимо текущей социально-экономической ситуации и госполитики, влияет и поколенческий фактор, который выстреливает только через 20 лет. Так что тенденция была предсказуема — во взрослую жизнь вступило то самое малочисленное поколение, родившееся в конце 80-х — начале лихих 90-х. Даже если оно не снизит темпов рождаемости предшественников, абсолютные цифры будут намного меньше. Такое положение дел продлится минимум до середины 2020-х годов. Плюс кризис, от которого Россия не вполне оправилась, тоже вносит в проблему деторождения свою лепту.

Социологи и демографы бьют тревогу: к 2025 году число трудоспособных россиян сократится на 10 миллионов, и с этим уже ничего не поделаешь. А что дальше?

Эксперты утверждают: чтобы остановить дальнейшее сокращение численности населения, в ближайшие 20 лет нужно довести количество многодетных семей в стране до пятидесяти по сравнению с нынешними шестью процентами. Звучит фантастически, и слово "нужно" здесь, конечно, употребляется не в директивном значении, а в том смысле, что без принятия нового комплекса мер по "побуждению к деторождению" будущее страны окажется под угрозой.

"Идеология и все, что связано с историей демографии, участия государства по стимулированию рождений, показывает, что через пять-шесть лет население привыкает к мерам поддержки, и они уже не так сильно влияют на поведение", — объяснил в одном из своих недавних выступлений министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин.

Что же следует предпринять, на что сделать упор? Свои рецепты предлагают многие, и мнения на этот счет зачастую расходятся радикально: от запрета абортов и налога на бездетность до повсеместного внедрения культа семьи и детства. Одни утверждают, что без многократного повышения уровня жизни ничего не изменится, другие возражают, что в материально благополучной Европе рожают намного меньше, чем в Африке.

Рискнем внести свое уточнение: на семейную политику деторождения влияет не столько уровень достатка, сколько его перепады. Если сама семейная пара или их родители (то есть потенциальные бабушки и дедушки) помнят лучшие времена в материальном смысле, то скорее всего, рождение очередного малыша до них и отложат. Большую роль играет и окружение: в городе, где имущественное расслоение заметнее, над рождением ребенка думают дольше.

Второй немаловажный момент: разным категориям населения нужны принципиально разные преференции. Слово "пособие" привлекает далеко не всех. Для многих современных молодых матерей гораздо важнее возможность как можно быстрее начать зарабатывать и иметь возможность продолжать карьеру после рождения ребенка. Не случайно в комплекс мер, стимулирующих рождаемость, в ряде развитых европейских стран, например, во Франции, входят и надбавки на присмотр за малышом, если оба родителя выходят на работу. При этом семья имеет возможность пользоваться услугами аккредитованной государством няни. Размер компенсации расходов зависит от уровня доходов семьи и возраста ребенка.

В некоторых странах в комплекс мер по повышению рождаемости вовлечен и работодатель. Так, в Словении введена система сертификации, поощряющая владельцев компаний применять "семейные принципы на работе". Последние, в частности, подразумевают наличие для родителей гибкого рабочего графика, неполный рабочий день для сотрудников, имеющих нетрудоспособного члена семьи, и содействие по уходу за ним. Нередки случаи, когда работодатель частично оплачивает услуги по уходу за детьми.

Обсуждая российский демографический вопрос, нельзя обойти стороной и ключевую проблему — жилищную. Особенно остро она стоит у молодых семей. Эксперты подсчитали: для реального воздействия на увеличение рождаемости сроки предоставления жилья по программе поддержки молодых семей не должны превышать три-пять лет. Выходом из ситуации также может стать строительство недорогого жилья и предоставление дешевых кредитов на его оплату с долговременной рассрочкой.

Как подчеркивают эксперты, чем ответственнее родители, тем дальше в будущее они заглядывают: их волнует не столько размер выплат в ближайшие два-три года после рождения ребенка, но и более широкий горизонт — доступность и качество медицинских услуг, образования и даже выбор будущей профессии ребенка. Так что у чиновников, которым была поручена подготовка новых мер по стимулированию рождаемости, большой простор для творчества.

Читайте также:

Игорь БЕЛОБОРОДОВ: от налога на малодетность больше вреда, чем пользы

Дешевая демографическая политика России не по карману

Автор Лейла Мамедова
Лейла Мамедова — журналист, экономический обозреватель Правды.Ру *
Обсудить