Пилоты, подвиньтесь: Самолетами начинают управлять роботы

В США испытали самолет с пилотом-роботом

Одномоторная Сессна-Караван, вылетевшая вчера днем из небольшого аэропорта города Манассас (штат Виргиния), была ничем не примечательна снаружи. Удивительное скрывалось  внутри кабины: в правом кресле пилота расположился не человек, а робот с веретенообразными металлическими трубками вместо рук и ног и "загребущими" клешнями для управления дроссельными заслонками и другими узлами самолета. Правда в левом кресле все-таки сидел человек, который и отдавал команды своему железному "коллеге" при помощи электронного планшета.

Таким образом американская компания Aurora Flight Sciences провела испытания системы ALIAS, позволяющей преобразовать  любой пилотируемый летательный аппарат в беспилотник. По словам наблюдателей, испытания прошли вполне успешно.

Демонстрационный полет проходил в рамках совместной программы, разработанной правительством и представителями промышленности,цель которой - заменить одного из двух пилотов экипажа самолета роботом, который никогда не устает, не отвлекается, не ощущает стресс и не засыпает от скуки за штурвалом.

354066.jpeg
Фото: AP

Разработчики  робота-пилота уже предвидят тот день, когда большие и маленькие вертолеты и самолеты будут перевозить пассажиров и разные грузы без участия людей. По  их мнению, это будет аналог автомобилей-беспилотников, которые уже давно испытываются на трассах разных стран мира.

Прототип ALIAS помимо управления с планшетного компьютера поддерживает голосовое управление и голосовую обратную связь. Ранее систему испытали на тренажере пассажирского самолета Diamond DA-42, а также на самом самолете такого типа. После испытания на Cessna Caravan новую систему адаптируют к управлению многоцелевым вертолетом UH-1 Huey.  

Программу "автоматизации труда летчиков" ALIAS  финансируется Агентство перспективных исследований в области оборонных проектов, В то время как военные и гражданские авиакомпании испытывают все большую нехватку профессионально подготовленных пилотов, чиновники минообороны заявляют, что видят большие перспективы в возможном сокращении числа летчиков за счет роботизации. По их мнению, это сделает полеты более безопасными.

354067.jpeg
Фото: AP

Система ALIAS представляет собой несколько камер высокой четкости, устанавливаемых снаружи летательного аппарата и в кабине его пилотов, набор роботизированных манипуляторов, подключаемых к органам управления самолетом или вертолетом, а также вычислительного блока и системы обмена данными.

Однако основная идея разработчиков не в том, чтобы заменить роботом человека, а в том, чтобы перенесли на электронный механизм большую часть нагрузки, освободив пилота от некоторых обязанностей, что особенно важно во время чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти на борту.

Сложные компьютерные системы, установленные в самолетах, конечно, совсем не новинка: во всем современных авиалайнерах большую часть полета самолетом управляют автопилоты. Сейчас в некоторых авиакомпаниях даже пытаются добиться посадки без участия человека, тоже на автопилоте.

Однако в независимой ассоциации пилотов очень сомневаются в том, что роботы способны заменить в кабине человека, ссылаясь на множество случаев, когда автоматизированные  системы управления отказывали во время полета и только благодаря героическим усилиям летчиков было спасено немало человеческих жизней.

Например в 2010 году на одном из лайнеров авиакомпании Qantas с 450 пассажирами на борту во время полета взорвался двигатель, осколки повредили многие системы самолета, а бортовые компьютеры, которыми был просто перегружен самолет, стали выдавать сообщения о критических ошибках. И только благодаря опыту экипажа, самолет удалось благополучно посадить. Однако смертельный исход был очень близок.

Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня

 

Обсудить