Печальная доля провинциальных артистов

О тяжелой судьбе провинциальных актеров писали еще классики. Сегодня, несмотря на то что в целом искусство перевоплощений востребовано, судьба многих храмов культуры на периферии оставляет желать лучшего. Особенно достается артистам, с которыми руководство некоторых культпросветучреждений обращается не лучше, чем Карабас Барабас со своими куклами.

Алтайская краевая филармония долгое время была в самом плачевном состоянии. Но в 2007 году длившаяся долгий срок реконструкция подошла к концу и филармония начала функционировать в полную силу. Правда на судьбе артистов это обновление никак не отразилось.

Наши региональные власти известны своим гостеприимством и щедростью. Заезжих знаменитостей принимают на ура, не скупятся на подарки и банкеты, а вот о своих талантах почему-то позаботиться никто не рвется. И иной раз прокуратуре приходится вмешиваться в сферы различных искусств, а артистам, вместо того чтобы репетировать, приходится давать показания в суде.

Алтайская краевая филармония, деятельностью руководства которой недавно занялась прокуратура, — очередной такой случай. Стандартное для России обвинение в растрате предъявлено ее директору Виктору Саулину, художественному руководителю Евгению Третьякову и заместителю директора по творческой работе Ольге Турчиной.

Эти трое руководителей использовали выделенные на улучшения качества звука в зале 750 тысяч рублей на нужды, по которым не могут отчитаться. Кроме того, недавно симфонический оркестр получил грант в размере одного миллиона рублей, который был выделен для проведения концертов. Эти деньги тоже растворились непонятным образом — часть вообще исчезла, часть была выделена на гонорары приглашенным исполнителям, а музыкантам симфонического оркестра достались копейки, которые не смогли даже окупить расходы по гастролям.

Читайте также: За штампом в паспорте — в театр "Арлекин"

Растратой-то уже никого сильно не удивишь. Особенно, если вспомнить недавний скандал с руководством Венской оперы, которое, по результатам аудиторской проверки, уличили в прикарманивании нескольких миллионов долларов. И это — Вена, музыкальное заведение с уникальной и древней историей. Чего уж тут ждать от руководства российской региональной филармонии, когда даже лучшие европейские театры подвержены коррупции?

Фото: AP

Все бы ничего, но дирекция Алтайской краевой филармонии еще и создала совершенно невыносимые условия для своих музыкантов. Так, Ольга Турчина, "щедро" давая артистам возможность подработать, "сдавала в наем" отдельных участников коллектива и весь оркестр целиком на корпоративные праздники. Причем, хотя заказчики платили много и охотно (в среднем, триста тысяч рублей за вечер), музыкантам доставались жалкие гроши. Правда и этому они были рады и сами соглашались на такую нагрузку вне основной работы.

Кроме того, многих исполнителей по приказу руководства отправляли на "левые" заработки в другие города. Платили же командированным столько, что даже деревянному Буратино не хватило бы — при цене за услуги музыканта в 15 тысяч рублей ему лично доставались только 500.

При этом, как удалось установить следствию, при филармонии числись целых три дворника с окладом в десять тысяч рублей. Реально из этой троицы существовал только один работник, а остальные деньги получал неизвестно кто. Положение артистов было таким ужасным, что они собрались и подали коллективное заявление прокурору Алтайского края, руководителю Следственного управления Следственного комитета по Алтайскому краю, начальнику ГУВД Алтайского края, главному государственному инспектору труда в Алтайском крае, губернатору Алтайского края и министру культуры РФ.

А что им еще оставалось, если даже при такой ничтожной оплате труда их могли в любой момент уволить без всякой уважительной причины, не разрешали брать больничный и использовали для "левых" махинаций?

При всем этом музыканты реально приносили своим работодателям достойные деньги — билеты в филармонию, стоимостью около 1000 рублей, стабильно раскупаются, и люди охотно ходят на концерты. Вот только эти деньги не доходили до участников творческих коллективов, а оседали в карманах руководства.

Вседозволенность, которую в полной мере ощущало руководство филармонии, позволяла директору и его подручным обращаться с артистами, как с крепостными, бессовестно игнорируя трудовое законодательство РФ. Самое же печальное в этой истории то, что краевые власти смотрели на положение работников филармонии сквозь пальцы. Еще неизвестно, что покажет расследование. Остается только надеяться, что дирекцию концертного зала, наконец, заменят, и, возможно, простые, но настоящие музыканты будут получать больше, чем несуществующие дворники.

Все самое интересное читайте в рубрике "Культура"

Автор Анастасия Рогова
Анастасия Рогова — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить