Роскошь как средство сбережения

Продажи предметов роскоши в США в октябре по отношению к сопоставимому периоду прошлого года упали на 20%, сообщают Ведомости со ссылкой на WSJ.

Майкл Макнамара, вице-президент MasterCard SpendingPulse — исследовательского агентства, принадлежащего MasterCard, сообщает что в сентябре продажи предметов роскоши упали на 4,8%.

SpendingPulse относит к предметам роскоши товары средняя цена которых входит в верхние 10% в американских магазинах одежды, ювелирных магазинах и универмагах. сюда же относятся и некоторые люксовые рестораны и продуктовые магазины.

Отмечается снижение продаж и других дорогих вещей — таких, как мебель (на 18%), электроника и бытовая техника (на 20%). Продажи одежды в октябре упали на 12% (женской одежды — на 18,2%, мужской — на 8,3%), констатирует агентство, связывая эту тенденцию с сокращением потоков международного туризма.

Между тем, MasterCard не выражает озабоченности падением спроса и отличилась весьма резонансной акцией. Компания начала выпуск кредитных карт, инкрустированных бриллиантами и отделанных золотом, пишет The Financial Times. И никакой кризис ей не помеха.

В центре новой карты Diamond расположен камень весом в 0,02 карат. Кроме того, на картах для женщин нарисован павлин, а для мужчин – крылатый конь.

Обслуживание карты стоит $1000 в год. Bankir.ru задал вполне логичный вопрос о своевременности эмиссии, на что был получен не менее логичный ответ из уст директора подразделения международных платежных систем Аллы Воякиной: «Финансовый кризис сказывается и на нас, но речь идет о богатых людях, которые могут позволить себе иметь такие карты в бумажнике – это вопрос престижа».

Существенного падения рынка предметов роскоши в ближайшем будущем ожидать не стоит. Во-первых, это традиционно один из самых устойчивых рынков, который может исчезнуть в случае некоего поистине глобального катаклизма, до которого, остается надеяться, дело не дойдет.

Мировой рынок предметов роскоши увеличивает обороты в среднем на 8—10% в год. В последнее время старых лидеров: Старый, Новый свет и арабские страны теснят Россия, Япония и Китай. Проблемы в этих странах могут повлиять на общее состояние рынка. Но их никак не назовешь критичным.

Можно говорить лишь о приостановке роста в некоторых сегментах рынка, допустим, в области роскошного хай-тек. Замедление также возможно на уровне, до которого дотягивается так называемый "высший средний класс". Кстати, исследование SpendingPulse показывает изменения как раз в сегменте престижного потребления, в котором почитают за счастье порезвиться обеспеченные, но не очень богатые граждане.  

Если брать ситуацию по рынку в целом, то сокращение спроса в сфере престижного шопинга спроса может быть компенсировано активностью "у соседей". То есть вероятна некоторая смена фокуса и интереса, что характерно для инвестмента вообще в условиях кризиса. Если из финансовых инструментов инвестор в условиях волатильности "выпрыгивает" в недвижимость, то инвестор-коллекционер будет отдавать предпочтение классическому искусству перед работами представителей так называемого "современного искусства".

"Классика изобразительного искусства не потеряет в цене из-за финансового кризиса, — утверждает в интервью Ведомостям комиссар Московской биеннале современного искусства Иосиф Бакштейн. — А вот завышенные цены на предметы современного искусства могут лопнуть как мыльные пузыри». Тем более, что пузырями они, в действительности, и являются.

Кстати, и антикваров, возможно, ждут горячие деньки. Информационная волна может направить к ним массу жаждущих конвертировать денежную массу в нечто более стабильное. А к ювелирам «народная тропа» не зарастает и в хорошие и в плохие времена.

Автор Сергей Николаев
Сергей Николаев — журналист, кандидат экономических наук, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Обсудить