"Лучше тысячи пакетов": белорусский дизайнер спасает планету джутовыми сумками

2:51

Как дизайнер Людмила Шабалина распространяет идеи защиты экологии с помощью вязаных сумок.

По данным ООН, ежегодно в мире производится 430 млн тонн пластика, из них порядка 300 млн тонн попадает на свалки — масса сопоставима с общим весом людей на Земле. Пластик находят в грудном молоке животных и людей, в желудках морских птиц и мясе глубоководных рыб. Единственное решение проблемы — сократить использование пластика в повседневной жизни.

Людмила Шабалина предлагает начать с простого: отказаться от одноразовых пластиковых пакетов и заменить их сумками из натуральных биоразлагаемых материалов. Уникальные авторские "авоськи", вручную созданные Людмилой, покупают жители Северной и Южной Америки, Европы, Азии и Австралии. Ежегодно через международные торговые онлайн-площадки Людмила продает около шести тысяч сумок и мастер-классов, а ее идеи поддерживают более сотни тысяч подписчиков в социальных сетях. Как создать большой экологический проект из небольшого хобби и почему сумки из Белоруссии особенно востребованы в Азии, Людмила Шабалина рассказала в интервью Pravda.Ru.

— Людмила, ваши сумки под брендом Lunarcatstore покупают женщины и мужчины со всех континентов, кроме безлюдной Антарктиды. Только два ваших онлайн-магазина на площадках Etsy и Pinkoi за год принесли около 6000 продаж, что в денежном выражении превысило 40 тысяч долларов. Список стран расширяется, продажи растут, но вы не считаете свое дело бизнесом. Почему?

— Бизнес в моем понимании — это чисто про деньги, получение выгоды и прибыли. Я до сих пор считаю это дело хобби, и не хочу переводить его в категорию "работа”. Мне нравится лично общаться со всеми в онлайн-магазинах и соцсетях, потому что иначе будет просто коммерция и никакой души, а для меня важна человечность. Возможно, когда-то и у меня будет бизнес, но я не совсем уверена в этом. Жизнь покажет.

— Больше половины модельного ряда ваших вязаных сумок сделаны из природных растительных материалов — джута и рафии. Они полностью биоразлагаемые, но до этого могут еще долго послужить. Уклон на экологию — дань моде или личное убеждение?

— Скорее личное убеждение, которое совпадает с мировым трендом. Не люблю пластиковые пакеты и одноразовые бутылки. Любая многоразовая сумка — это уже сразу про экологию, даже если он сделана из искусственного материала. В этом смысле мои сумки решают сразу две задачи: их точно хватит на тысячу походов в магазин или на прогулку и при правильной утилизации, они смогут стать даже удобрением.

— Свои сумки и идеи вы распространяете через фотоблог, который смотрят 113 тысяч человек, у аккаунта на Pinterest уже 23 тысячи подписчиков и каждый месяц он набирает 1,2 млн просмотров — и до этого высокого уровня вы развили свои соцсети всего за три года. В чем секрет: вложения в рекламу?

— Все мои вложения на старте — 200 долларов декретного пособия, на которые я купила шнур для сумок и крючок. Хотела поучаствовать в маркете мастеров у нас в городе в феврале 2020 года, но маркет не состоялся из-за ковидных ограничений, а сумки готовые уже были, поэтому я начала их фотографировать и выкладывать в социальных сетях.

Мне тогда было важно просто найти себе применение в декрете. Я никогда не использовала рекламные инструменты: все подписчики и заказчики приходят сами. У меня вообще не было четкой стратегии — все складывается само собой. И до сих пор все свои онлайн-продажи веду сама: оформляю карточки товаров для интернет-магазинов, подбираю теги, делаю фото и описание. Слежу за статистикой и общаюсь с покупателями тоже сама. Мне это нравится.

 

— У вас два успешных магазина на интернет-площадках, где торгуют мастера со всего мира: Etsy и Pinkoi. Pinkoi — это тайваньская платформа, которая допускает к продажам далеко не всех продавцов. Есть требования по качеству. И ориентирована это площадка больше на азиатских покупателей. Как приняли ваши сумки, и насколько удобна эта платформа?

— Шикарная площадка! Очень похожа на Etsy по визуалу, личному кабинету, настройкам, но еще не все моменты у них доработаны. Покупатели в основном — Тайвань, Гонконг, Сингапур. Но уже подтянулись и мои заказчики из США и Европы. Очень рада, когда вижу знакомую фамилию! Как родные! Регистрация магазина у них обязательно проходит через анкетирование, и требования качества предъявляют не только к товару, но и к фотографиям. Я все прошла с первого раза. В целом, на площадке товаров моей категории не так уж много, и для жителей Азии экзотика — получить сумку из Белоруссии. Да еще и натуральные материалы они любят. В основном азиатки заказывают небольшие сумки размера L, это связано с их миниатюрной комплекцией. Джут им очень нравится!

— Людмила, на американской площадке Etsy ваш интернет-магазин получил значок "звездного продавца" Star Seller, который присваивается за высокий рейтинг по отзывам покупателей, а шесть листингов площадка отметила бейджем Bestseller. Это, несомненно, говорит о высоком доверии клиентов. Как Вам удалось создать успешный дизайнерский товар в конкурентной нише, заметно выделиться и получить оценку площадки?

— Значок Bestseller площадка дает товарам, которые имеют высокие продажи и добавления в favorites. Для меня это показатель того, что я сделала классный товар, который нравится покупателям. Значит, я иду правильным путем. У меня не было четкой цели получить этот бейдж на свои товары. Специально залить листинг и ждать бейджиков — так не работает. А вот когда сделал с душой, получил удовольствие от процесса и хочешь этим поделиться, вероятность вырастает в разы.

Что касается Star Seller, эта награда дается на месяц по итогам предыдущих трех месяцев работы с учетом двух параметров: рейтинга, который вы назвали, и оперативности ответов на запросы покупателей. Для меня это элемент дисциплины: отвечать покупателям как минимум раз в день.

— Людмила, вы вяжете широкий ассортимент авторских сумок, в числе которых ставшие хитами Lunarbag и Megabag, придумываете и записываете мастер-классы по вязанию, сами общаетесь с многотысячной аудиторией в соцсетях, при этом растите троих детей. Поделитесь секретами успешного тайм-менеджмента.

— Мне далеко не сразу удалось организовать дела так, чтобы все успевать и не выматываться. Сначала работала ночами, пока дети спали, но поняла, что это неправильный режим, потому что качество моей жизни начало снижаться. Дети имеют свойство расти, поэтому постепенно стало немного легче. Со временем у меня увеличилась продуктивность просто за счет опыта: те же мастер-классы сейчас я пишу быстрее. Пробую делегировать домашние заботы — уборку отдала клининговой компании. Часть рутины на себя берет муж. Он же помогает делать фото. Муж ведь лучше, чем просто штатив! (Смеется.)

— Что можете посоветовать начинающим дизайнерам?

— Есть категория отличниц, которые не показывают свои работы, пока не доведут их до какого-то идеала, понятного только им. Стесняются, не уверены. Девочки, поймите, пока вы гонитесь за идеалом, кто-то с меньшим уровнем перфекционизма станет успешным, а вы это время упустите. Сначала привычка — потом идеал. То есть сначала научитесь делать что-то систематически, а потом повышайте качество. Поймите, что товар ручной работы не может быть правильным или неправильным, красивым или некрасивым: если его сделали чьи-то руки, при этом в хорошем настроении и с правильным желанием поделиться этой красотой, то такой товар априори правильный и красивый.

Автор Александр Приходько
Александр Приходько — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Редактор Елена Тимошкина
Елена Тимошкина — шеф-редактор Правды.Ру *
Обсудить