Чем грозит миру незалеченная рана Палестины

Конфликты на Ближнем Востоке продолжают множиться. ИГ ("Исламское государство", организация запрещена в России) и война с терроризмом, Ливия, Сирия, Ирак, Йемен, теперь Катар. Сегодня чуть ли не с ностальгией приходится вспоминать старые добрые времена, когда регион был занят одним конфликтом, одной всеобъемлющей проблемой — палестинской.

"Правда.Ру" неоднократно писала о Палестине, о развитии ситуации вокруг нее. И каждый раз, работая над материалом, мы были вынуждены констатировать: палестинская проблема неуклонно отходит на второй план, вытесняется из поля зрения чем-то более насущным.

Это можно понять: действительно, кому интересно разбираться в долгой и крайне запутанной проблеме, по-видимому, не имеющей быстрого решения, на фоне гражданских войн, зверств террористов, интервенций, распада государств… К Палестине, страданиям ее народа, к вечному конфликту с Израилем все давно привыкли, все это не воспринимается как вызов, разве что вызов из прошлого. Его пора забыть, чтобы обратиться к вызовам будущего!

Эта логика, однако, не учитывает одного принципиального положения, на которое постоянно указывают сами палестинцы. Дело в том, что истоки всех современных бед Ближнего Востока, по их мнению и опыту, находятся прежде всего в нерешенности именно палестинской проблемы. И терроризм, и войны, и миллионы беженцев, и неспособность арабских стран договориться между собой хоть о чем-то, и их неизбывная зависимость от воли глобальных игроков, прежде всего, США, и нелепая ситуация, при которой судьбы арабов вершит кто угодно, кроме самих арабов, — все это корнями уходит в палестинскую трагедию. И следовательно, невозможно найти решений всем актуальным и будущим проблемам всего региона, пока не найдено справедливое решение проблемы Палестины.

Она — незаживающая рана, а все вокруг — сепсис, воспаление, идущее от нее. Конечно, это воспаление необходимо купировать как можно быстрее, но новые, возможно, более страшные обострения неизбежны, покуда не будет залечен очаг болезни.

Такова логика рассуждений палестинцев, и она представляется вполне обоснованной. Следуя ей, придется признать, что снижение заинтересованности в справедливом палестино-израильском урегулировании недопустимо и не может быть оправдано никакими причинами, будь то война в Сирии или катарский кризис.

На эти рассуждения, однако, существует возражение: именно сейчас, когда внимание всего мира отвлечено от Палестины, и возникает реальная возможность решить ее проблему. В конце концов, дело касается двух народов — палестинского и израильского, и в данный момент они оказались лицом к лицу при минимальном внешнем вмешательстве. Это их шанс договориться, основываясь на долгом опыте и стремлении не допустить общей катастрофы, построив общее будущее.

Тем более что мы присутствуем при полной, революционной перекройке регионального политического ландшафта. Старая архитектура разрушена почти до основания, открыты возможности для строительства нового здания на основе новых союзов, систем отношений и тому подобного, и в этом здании уже спроектирована отдельная конструкция: палестино-израильское урегулирование. Думается, что как раз по пути этой, третьей логики и надеются направить развитие ситуации многие из ведущих региональных игроков.

Каковы основные несущие элементы будущей региональной архитектуры, уже понятно: противостояние с Ираном и мир с Израилем на основе израильско-саудовского альянса.

Но что это означает для Палестины, которую авторы проекта намерены вписать в него?

Кое о чем уже можно судить. Во-первых, это подавление Газы. О чем идет речь? О том, чтобы добиться отстранения от власти в этой части палестинского государства движения ХАМАС. Зачем? Для того, чтобы установить в обеих частях страны — в Газе и на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ) — единую власть. Ее, правда, еще предстоит сформировать, но сейчас главная задача — ослабление ХАМАС и избавление от него.

В связи с этим отметим один любопытный факт: прекращение поддержки ХАМАС стало одним из требований, выдвинутых арабским квартетом Катару, который был и пока остается крупнейшим донором этой организации, а значит, и всего сектора Газа.

Сектор Газа считается одним из самых густонаселенных мест на Земле (если не самым густонаселенным) — более пяти тысяч человек на квадратный километр. Там на площади в 360 квадратных километров проживают около двух миллионов человек. Экономика практически отсутствует. Население существует исключительно на средства доноров. В этих условиях любое сокращение помощи является тяжелейшим ударом. Таким образом, вписывание Палестины в проект будущего — это уже весьма болезненная операция, и страдать снова назначены палестинцы.

Во-вторых, палестинцам предстоит отказаться от идеи добиться возвращение беженцев на свою землю. Речь идет о почти пяти миллионах человек, имеющих статус беженцев в соответствии с международным правом. Они рассеяны по всему миру, большинство из них уже давно устроились в других странах и вопрос возвращения для них не так важен, как это было несколько десятилетий назад. И тем не менее они будут вынуждены отказаться от мысли вернуться когда-либо на родную землю, к могилам предков.

В-третьих, палестинцам придется отказаться и от собственного полноценного государства. Они будут лишены таких атрибутов независимости, самостоятельности, суверенитета, как, например, армия. Уже ясно, что Израиль ни при каких обстоятельствах не потерпит неподконтрольной ему организованной вооруженной силы у себя под боком. Точно так же он не потерпит и сколь-нибудь самостоятельной палестинской внешней политики.

В-четвертых, палестинцам придется отказаться и от значительной части своей, согласно международному праву, территории, где Израиль строил, строит и будет строить свои поселения, отторгая (по сути, воруя) палестинские земли.

Перечисление можно продолжать. Однако и без этого, думается, ясно, что проект будущего, который разработан для Палестины, выглядит не слишком привлекательным.

Но дело не в привлекательности. В конце концов, если этот проект палестинцы сочтут приемлемым, то так тому и быть. Остается лишь молиться, чтобы на этой ли, на иной ли основе, но решение застарелой проблемы было найдено. Иначе всем придется убедиться в справедливости тех рассуждений палестинцев, которые были приведены выше: незалеченная рана в Палестине будет и впредь отравлять весь регион.

Автор Дмитрий Нерсесов
Дмитрий Нерсесов — журналист, востоковед, бывший обозреватель Правды.Ру *
Обсудить