Увеличилось число ДТП с участием скутеров и мотоциклов

На российских дорогах – сезон самоубийц

"Самоубийцы!" — резко произнес водитель такси, когда его бесцеремонно подрезал мальчишка на юрком скутере, обогнав через две сплошных в медленной пробке. Как я его понимал… На следующий день и сам чуть не попал в ДТП на своем "жигуленке": скутер чуть не въехал под колеса… Двухколесный беспредел творится на наших дорогах. Словно действительно наступило время самоубийц!

Статистика происшествий со скутерами и мотоциклами ошеломляет. Это даже не война двухколесных с четырехколесными или двуногими. Это настоящая бойня, в которой несут потери двухколесные, управляемые двуногими и, простите, безмозглыми. Именно двухколесные транспортные средства все чаще фигурируют в сводках аварий.

Так, например, с начала года и по сегодняшний день только на дорогах Санкт-Петербурга и Ленинградской области уже зарегистрировано 388 ДТП с участием мотоциклов и скутеров, в результате которых 21 человек погиб и 446 получили травмы различной степени тяжести, в том числе, 31 ребенок.

Читайте также: Байкерские гонки по правилам

Несколько недель назад Архангельск и Северодвинск прямо-таки содрогнула весть о гибели в ДТП знаменитого поэта, журналиста, общественного деятеля Александра Роскова. Поэта, переходившего улицу вблизи пешеходного перехода, сбил насмерть 29-летний нетрезвый парень, который на бешеной скорости летел на своем "железном коне", особо даже и не приглядываясь к дороге. О том, что у него должны быть водительские права, непутевый байкер и слыхом не слыхивал.

В Поморье тогда начало даже зарождаться некое шоферское движение солидарности: увидел подозрительного байкера или скутериста — "притри" его к обочине. Правда, движение быстро пошло на убыль: такой маневр очень опасен.

На проспекте Победы в Калининграде водитель скутера "Ямаха" на прямом участке дороги сбил нетрезвого пешехода, переходившего проезжую часть в неположенном месте. С места происшествия скутерист скрылся. Незадачливый пешеход получил переломы и ссадины. Примерно в то же самое время на улице Чайковского водитель мокика "Кавасаки" на прямом участке дороги не справился с управлением и врезался в фонарный столб. Водитель двухколесного "железного пони" и его пассажир, невесть каким образом державшийся на миниатюрном транспортном средстве, получили ушибы и переломы.

В Калининградской области в целом за 2010 год количество ДТП с участием мотоциклистов и скутеристов составило 12 процентов от общего числа дорожных происшествий: 17 человек погибли и 145 получили увечья! Жертвы такого рода ДТП — молодые здоровые люди в возрасте от 17 до 35 лет.

Московские полицейские накануне задержали скутериста, сбившего офицера Госавтоинспекции на юго-западе столицы, на пересечении Профсоюзной улицы и МКАД. На посту ДПС 35-летний капитан ГАИ попытался остановить водителя, опасно маневрировавшего на дороге. Скутерист совершил наезд на офицера, после чего скрылся с места происшествия. Задержали 26-летнего безработного москвича в нескольких километрах от места ДТП…

Читайте также: Как запретить вождение мопеда?

Таких сообщений полным-полно в сети каждый день. Их трудно даже приблизительно сосчитать. Ситуацию комментирует "Правде.Ру" подполковник дорожной полиции ГУВД по республике Коми Виктор Кириленко:

"В ГИБДД всегда отмечали, что зачастую водители управляют мотоциклами, не имея водительских удостоверений, а за рулем все чаще находятся несовершеннолетние. Есть такой нюанс: мотоциклы сейчас в основном стараются приобретать спортивные, которые скорость набирают быстро. И зачастую водители легковых и грузовых транспортных средств просто-напросто не видят в зеркало заднего вида быстро приближающийся транспорт.

В результате нарушения скоростного режима происходят дорожно-транспортные происшествия с участием мотоциклов. Также немаловажную роль играет пренебрежение шлемами безопасности — по моим подсчетам, без шлема катается примерно каждый пятый мотоциклист. Между тем, все меньше вопросов у ДПС возникает к настоящим байкерам, для которых езда на мощных мотоциклах — стиль жизни.

Очень редко, во всяком случае, по моей профессиональной практике, можно встретить реального, взрослого байкера при всехрегалиях, который ездил бы без прав, без шлема, не соблюдая правил дорожного движения. Это народ достаточно вежливый на дороге, осторожный, хотя и ездит порой на предельных скоростях, следуя, впрочем, рекомендациям дорожных знаков. Но вот категория мотоциклистов, которую водители автотранспорта дружно называют "самоубийцами", творит на трассах и на улицах городов настоящий беспредел. Чаще всего это молодые люди, даже несовершеннолетние, причем из обеспеченных семей, у которых есть возможность купить мощный дорогой мотоцикл. Правил на дорогах они зачастую не то что не признают, но даже и не знают! В результате чего такие "дикие" мотоциклисты подвергают опасности множество жизней — в первую очередь свою. Отдельная история — скутеры и мопеды.

Некоторые родители, души не чая в своем ребенке, покупают ему все, что угодно, например, мопед или скутер, которые относятся к разряду самых опасных видов средств передвижения. Вот и растет число ДТП с участием малогабаритных "железных пони". Увы, использование скутеров у нас законодательно особо не ограничено…"

Кандидат юридических наук, член Международной ассоциации адвокатов Игорь Шмидт считает, что довольно свободный доступ к управлению скутеров в России нужно срочно менять. Вот что он сообщил корреспонденту "Правды.Ру" по этому поводу:

"У нас, чтобы сесть за руль скутера, объем двигателя которого не превышает 50 кубических сантиметров и предельная скорость которого менее 50 километров в час, водительское удостоверение пока и вовсе не требуется. В связи с этим можно смело предположить, что далеко не все "двухколесники" имеют хотя бы элементарные представления о Правилах дорожного движения. То есть они просто не знают, как ездить по улицам, чтобы не подвергать опасности себя и окружающих!

Родители, которые дарят маловозрастным чадам дорогие цацки вроде скутера, забывают, насколько это серьезная и опасная вещь. Он способен двигаться все-таки с приличной скоростью, что представляет опасность для неопытного водителя. Можно в этом деле поучиться и на примере цивилизованного Запада. Так, в некоторых странах Европы мотороллеры, скутеры, мокики, мопеды и т. д. снабжают специальными номерными знаками.

Такая практика, между прочим, существовала и в СССР. До 60-х годов прошлого века обязывали получать номерные знаки даже велосипедистов, чтобы все категории водителей знали правила дорожного движения.

Наши соседи из Украины с 1 января 2010 года ввели обязательную регистрацию на все скутеры без исключений (ранее регистрировать нужно было только мотороллеры с объемом двигателя более 50 кубометров). Штраф за непрохождение этой процедуры составляет около 400 гривен. Сама выдача документа о регистрации тоже платная — порядка 312 гривен. У каждого водителя скутера должны быть права категории "А".

Вообще, конечно, и наша, российская ГИБДД давно считает необходимым ввести права на вождение скутера. В полицейском ведомстве обычно мотивируют это тем, что право на управление транспортным средством предполагает, что водитель хотя бы знает правила дорожного движения. В Госдуме на рассмотрении уже давненько находится законопроект, авторы которого предлагают проходить специальный экзамен водителям скутеров.

Транспортные средства с рабочим объемом двигателя не более 50 кубических сантиметров и максимальной скоростью не более 50 километров в час предложено выделить в категорию "мопеды". За руль можно будет садиться лишь с 16 лет. Возможно, такие меры помогут изменить печальную статистику на дорогах.

Напомню, в нашей стране действуют категории: "А" — мотоциклы, "В" — легковые машины (максимальная масса не превышает 3,5 тонны), "С" — грузовые автомобили, "D" — автобусы и "Е" — позволяет управлять автомобилем с прицепом массой более 750 килограммов.

Согласно новому законопроекту, в водительских удостоверениях появятся подкатегории в зависимости от веса, мощности и вместимости транспортных средств. Для каждой категории будет определен возраст и стаж вождения. Хочется верить, что попадет в законодательные изменения и опасная транспортная "мелочь" вроде скутеров и мопедов".

Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить