Париж пытается спасти восставших в Ливии

Берберская бомба так и не поразила Каддафи

Франция открыто призналась в нарушении резолюции ООН по Ливии. Накануне она заявила о том, что перебрасывает на парашютах военные грузы в берберские районы на западе Ливии. В частности, речь идет о горной местности Нафуса. По признанию французских военных, речь идет о гранатометах, противотанковых ракетных комплексах (ПТРК), стрелковом оружии и боеприпасах.

Судя по всему, там же орудуют и инструкторы, поскольку для эффективного поражения ПТУРами бронетехники требуется более серьезная подготовка, чем для стрельбы из автоматической винтовки.

Тем самым французы пытаются не допустить разгрома повстанцев в берберском треугольнике. Речь идет о горном районе к югу-западу от Триполи. Напомним, что восстание против Каддафи здесь началось в середине марта, то есть спустя месяц после мятежа в Киренаике. В полную силу движение амазегов проявило себя 16 марта в области Джебель аль-Гарби на западе Ливии в городах Эз-Зинтан и Эр-Рагуб.

Однако повстанцам так и не удалось расширить свою территорию. За время противостояния линия фронта кардинально не менялась, и боевые действия, по сути, ограничиваются районом Злитен — Дафния.

Заметим, что именно Франция традиционно является спонсором берберских организаций, выступающих не только против Каддафи, но и лидеров других стран Магриба. Париж уверен в том, что арабские лидеры и особенно Полковник угнетают берберов и поэтому последним следует помочь.

Что касается выступления амазигов против Полковника, то оно готовилось не один год и даже не одно десятилетие. Работающий в Париже Всемирный конгресс амазиг (ВКА) содействовал обучению местной интеллигенции во французских вузах. Тем самым она крепко пристегивалась к Франции.

Причем декларативная деятельность ВКА по сохранению языка и культуры была прикрытием для политической пропаганды. Это отчетливо стало ясно после провала "Кабильской весны" 2001 года, кроваво подавленной в Алжире. После этого кабильские беженцы, в том числе и боевики, при помощи ВКА, переехали в Ливию.

Агентство внешней безопасности Ливии на протяжении последних десяти лет отмечало резкую активизацию подрывных элементов среди берберов. Причем ВКА использовался для переброски в страну агентов европейских (главным образом французских) и израильской разведок. Последний арест работавших на них берберов имел место 11 января 2011 года.

Представители берберского меньшинства Ливии давно жаловались на то, что Каддафи не дает им никакой автономии и пытается "сделать арабами". Напомним, что ранее Полковник действительно делал заявления о том, что берберы — это арабы, которые якобы ушли в Магриб с Аравийского полуострова тысячи лет назад, и потому никакой автономии им не требуется.

С этим не согласны сами берберы. Но Каддафи и других лидеров арабского мира не устраивала теория, согласно которой большинство берберов представляют собой потомков древнего доарабского населения Северной Африки.

Тем самым Каддафи лишний раз демонстрировал себя как одного из ярких деятелей арабского национализма, в рамках которого свободы для саморазвития других неарабских этносов оставалось мало.

Также среди берберов отмечалось недовольство тем, что Каддафи якобы развивал населенные ими территории в последнюю очередь и по остаточному принципу.

В определенной степени берберы ощущали давление и в другом. Например, практически не велся специальный учет берберов из почти 6,5 миллиона ливийцев. И, вероятно, сейчас вряд ли кто-то даст точные цифры по их численности. Прежде назывались такие цифры: 200 и 650 тысяч. Впрочем, судя по косвенным данным, их может быть значительно больше. Согласно данным одних только ливийских туарегов, их насчитывается 570 тысяч человек. Достаточно обратиться к данным о том, что на берберских языках разговаривает 20 процентов ливийского населения, что составляет почти 1,3 миллиона человек.

Как бы там ни было, но Запад и прежде всего Франция использовали факты "берберского неравенства" для еще большей критики Каддафи, нередко извращая факты о действительном положении дел в берберском вопросе.

Доказательством тому, что здесь не все так плохо, свидетельствует и то, что значительная часть родственных берберам племен на юге и востоке страны (дарса, туба, фавахир и другие) участвует в оппозиционном Каддафи движении минимально. Все дело в том, что изначально ВКА не уделял им большого внимания ввиду их удаленности от Триполи и их смешения с арабами. А без соответствующей кропотливой обработки, сдобренной деньгами, как показывает практика, выступать несподручно.

Более того, поддержка Каддафи, высказанная ему значительной частью берберских племен, ставит вопрос относительно раскола берберов. В отличие от амазегов поведение живущих на юге и юго-западе (плато Тингерт и западная часть провинции Идехан-Убари, от города Гадамес до Гаты) туарегов заставило усомниться в остроте берберского вопроса.

Еще в начале гражданской войны они четко заявили о своей поддержке Каддафи и выставили в его поддержку тысячи бойцов. Их поддержали и тысячи туарегов из соседних стран, включая Мали, Нигер, Алжир и Буркина-Фасо. По меньшей мере только алжирских туарегов прибыло около тысячи человек, лишь один малийский район Кидал предоставил ему 2300 бойцов.

Для большинства туарегов прочерченные лишь по бумаге границы африканских государств вообще не существуют, и зачастую они почти беспрепятственно перемещаются из одной части Сахары в другую. Так туареги жили сотни лет, и так они хотят жить и сейчас.

К тому же туарегскую верхушку и Каддафи связывают многолетние отношения. Еще в 1970-х годах Полковник использовал туарегов для решения своих задач в соседних Чаде и Судане в рамках панафриканской политики.

За это они были щедро вознаграждены хотя бы уже тем, что именно благодаря Каддафи многие из лидеров соседних стран не стали препятствовать их перемещениям между государствами. И сейчас значение поддержки со стороны туарегов для Полковника имеет важнейшее значение. "Туарегский трафик" во многом сводит на нет введенные против него санкции. Издержки от мятежа амазегов компенсируются лояльностью туарегов. Благодаря этому Каддафи продолжает восполнять ресурсы для борьбы со своими противниками из соседних стран. Таким образом, расчеты французов в полной мере использовать против Ливии национальную карту провалились.

Читайте также:

Сто дней войны: ордер на арест Каддафи

Британские военные не справляются с Ливией

Арабский канал вооружения мятежников в Ливии

Что дадут России ливийские мятежники?

Непредсказуемые последствия ухода Каддафи

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

 

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить