Интервью с востоковедом Саидом Гафуровым

Саид Гафуров: Асад выиграет любые выборы

Чего на самом деле хочет народ Сирии и как его желания преподносят западные СМИ? Что связывает сирийского экс-премьера, российский трубопровод и столицу Франции? Каково, наконец, реальное положение дел в Сирии? На эти и другие вопросы в интервью "Правде.Ру" ответил научный руководитель Института прикладного востоковедения и иранистики Саид Гафуров.

— Общая позиция России в отношении Сирии понятна, но есть ли внутри правительства РФ нюансы? Ведь в этой истории замешана сирийская нефть…

— Наша страна заняла в этом вопросе, в меру своих сил и возможностей, позицию недопущения военного вмешательства. У нас в правительстве есть два крыла — условно говоря, патриотическое и либеральное. Но даже нынешний председатель правительства — лидер либерального крыла, я думаю, не простил того унижения, что испытал, когда его просто обманули, когда в ООН шло голосование по проблемам Ливии.

Либералы из правительства России не настроены против Сирии, они настроены на то, чтобы пойти на поводу у Европы ради того, чтобы обеспечить интересы "Газпрома". По их мнению, интересы "Газпрома" важнее, чем те интересы, что нам обеспечивает Сирия.

— Значит, правительство России раскололось на тех, кто поддается и не подается влиянию Европы?

— В правительстве России нет раскола. В нем существует единство, вопрос просто стоит в том, насколько России сейчас можно поддаваться влиянию Европы, а до какой степени нельзя. Покупатель всегда прав, думают некоторые, а Европа — крупнейший покупатель российского газа.

И либералы в правительстве понимают, что враги Сирии целят по ней, а бьют по России, потому что в 2011 году Европа практически объявила Россию своим врагом, когда она приняла Третий энергопакет. В нем содержится ряд директив, которые предусматривают диверсификацию поставщиков газа в Европу. Идея понятна — гарантии поставок.

Читайте также: Сирия хочет приструнить спонсоров террора

В ответ Россия говорит: вы хотели диверсификации? Так вы ее получили. Есть "Северный поток", есть поток газа из России через Украину, есть через Белоруссию. Сейчас освоим "Южный поток", есть отдельный поток газа из России через Турцию. Но Европу не устроила такая диверсификация, они требуют диверсификацию продавца, а не транспортера.

И сейчас, когда стала близкой реальность реконструкции нефтепровода и строительство газопровода уже не просто из Ирака в Средиземноморье через Сирию, а уже и из Ирана (так называемая северная иранская нефть и газ), права же строительства трубопроводов получили российские компании, это вызвало у Европы крайне резкую антисирийскую позицию.

Сирия — это кратчайший путь для иракской и иранской нефти и газа в Европу, и Западу важно не допустить попадания этого потока в руки российских компаний. Ходили устойчивые слухи, что сирийцы старались до 2008 года не подпускать российские компании к своему нефтегазовому сектору. Сложилось такое положение, что наши могли работать в любых секторах этой страны, кроме нефтегазового.

Вице-президент Абдель Халим Хаддам — человек, который отстаивал идею о недопущении русских в нефтяной сектор Сирии. Попав в немилость и эмигрировав из Сирии, он сейчас живет в Париже и, похоже, координирует значительную часть акций мятежников.

Сразу же после того, как российским компаниям разрешили принять решающее участие в реконструкции и строительстве этих трубопроводов, начались все события в Сирии, и Европа заняла непримиримую позицию по отношению к ней. Россия в этом случае говорит: вы хотите демократии в Сирии с тем, что бы ее народ выбрал себе свою будущее сам? И мы этого хотим. Пусть будут демократические и свободные выборы, в которых каждый волен принять участие. Пусть все решит народ.

— Странно, что Европа с ее культом демократических ценностей не согласна с этой позицией!

— Европа хочет, чтобы Башар Асад просто взял и ушел. Видите разницу? По мнению России, этот вопрос должен решать сам народ Сирии на свободных демократических выборах, но в НАТО понимают, что Асад сможет выиграть любые выборы, потому что народ сплотился вокруг него.

Народ Сирии понимает, что в противном случае в Сирии может произойти, то, что было в Ливане, а Асад является гарантом внутренней межконфессиональной и светской стабильности, поэтому он устраивает народ своей страны как ее президент.

А европейские страны заняли категорическую позицию, что он должен уйти, и пытаются навязать всем это свое условие! В Сирии сейчас гораздо спокойнее положение, чем создается впечатление из западных СМИ и "Аль-Джазиры": там идет нормальная жизнь, дети ходят в школу, люди спокойно работают, зарабатывают деньги, а Башар Асад является гарантом этой экономической стабильности своей страны.

— А где могут находиться координаторы дестабилизации спокойной жизни народа Сирии?

— Совершено очевидно, что действия мятежников скоординированы, и сколько бы нас не пытались обмануть те же самые люди, что сидят в Стамбуле и Париже, они напрямую связаны с теми, кто взрывает машины на улицах Дамаска в то время, когда дети идут по улицам в школы.

Читайте также: США признали себя агрессором в Сирии

— Справились ли сирийцы с той непростой политической ситуацией на своей Родине, в которую, по примеру Египта, могла попасть их страна?

— Сирийскому народу практически уже удалось справиться с этой ситуацией. Нашей стране, главное, не допустить внешнего влияния на территории Сирии и обеспечить продолжение в ней демократических выборов, чего и хотят сирийцы. Эта цель официально объявлена их правительством, и к тому идет все на их земле.

И позиция России и Китая, действительно, достойна и благородна.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Игорь Латунский
Игорь Латунский — журналист, интервьюер, политолог
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить