На Ивана Купалу ищут сокровища

История празднования Иванова дня восходит к далеким языческим временам. Первые упоминания о нем встречаются в источниках, относящихся к XII веку.

В этот день чествовали божество Купалу (на Украине оно было известно как Купало или Купайло, в Литве - как Ладо, в Польше - как Соботки), оно олицетворяло расцвет природы и даровало скорый урожай.  После введения на Руси христианства дата празднования Купалы совпала с рождеством Иоанна Крестителя, и, соединив имена святого и языческого бога, народ легко перекрестил праздник в честь «Ивана Купалы».

Большинство купальских обрядов (купалий) было связано с водой, огнем и травами. Девушки бросали в воду венки, по ним гадали, скоро ли встретят суженого. В ночь на Ивана Купалу зажигали очищающие костры, вокруг которых плясала молодежь. Парни и девушки прыгали через огонь: кто выше прыгнет, того ждет счастье.

В некоторых местах через купальский костер прогоняли домашний скот, чтобы защитить его от мора. Перед самым рассветом сжигали соломенное или деревянное чучело - символ зла. Затем женщины кидали в пламя купальского костра сорочки, снятые с хворых детей: по поверью, вместе с ними сгорали и болезни. И наконец, бросали в огонь пучки крапивы – чтобы отвадить нечисть.

Множество купальских поверий и обычаев связано с животным и растительным миром. Крестьяне верили, что в эту ночь все вокруг оживает: деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом, шелестя листьями; животные обретают дар речи.

Травы же в эту ночь наполняются особой, чудодейственной силой. Поэтому можно ходить и собирать их для исцеления недугов и защиты от различных бед. Цветы и травы, собранные в ночь накануне Ивана Купалы, наутро клали под росу, чтобы усилить их свойства, затем высушивали и хранили в доме. Ими окуривали больных, бросали в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии.

Читайте также: Президент Украины прыгал через огонь в ночь Ивана Купалы

Согласно преданию, в ночь на Ивана Купалу - только раз в году - цветет папоротник. Цветок раскрывается ровно в полночь всего на несколько мгновений, и тот, кому удастся сорвать его цветущим, обретет способность видеть все клады и сокровища, как бы глубоко в земле они ни находились.

Еще счастливец, по древним верованиям, превращался в ясновидящего – мог через расстояния узнавать, что делается в других местах…Разумеется, добыть цветущий папоротник, открывающий дорогу к сокровищам, было не так-то просто, гласит старинное поверье.

Следовало очертить вокруг себя круг освященным мелом, посреди круга расстелить полотенце и сесть на него, держа в руках крест или нож. Дождавшись, когда зацветет папоротник, надо было надрезать кожу на мизинце левой руки и спрятать туда сорванный цветок.

Пока это условие не выполнено, нечисть вокруг шумом, криками и хохотом старается тебя напугать. Нужно было не обращать на это внимания и спокойно оставаться в круге до вторых петухов… Если же человек не выдерживал и покидал защитный круг, он якобы становился добычей потусторонних сил…

В последнее время традиции празднования Ивана Купалы активно возрождаются в разных местах. Люди собираются вместе, прыгают через костры, бросают в воду венки, купаются… И, разумеется, поют песни, пляшут, устраивают конкурсы, водят хороводы… Однако дань традиции – это для них скорее просто развлечение.

К тому же организаторы таких торжеств сами толком не знают, когда именно следует праздновать Купалу (иногда это происходит в конце июня, иногда – в начале июля). И обычно днем, хотя основные купальские обряды по всем правилам следует совершать ночью.

Есть, правда, в наше время и настоящие поклонники языческих традиций. В праздник Ивана Купалы они устраивают нечто вроде карнавалов в лесу именно ночью. В программу входят даже полуночные поиски цветка папоротника… К сожалению, пока еще никто из участников сего действа не смог похвастаться найденными сокровищами.

Читайте самое интересное на главной странице сайта

Обсудить