Коричневый гламур Metro Cash & Carry

Более 60 лет минуло со времён победных залпов над поверженным Рейхстагом. Судьба большинства из тех, кто составлял ближайшее окружение Адольфа Гитлера и был признан военным преступником - известна. Однако многие члены гитлеровской партии и ее сателлитных структур, не только сумели избежать справедливого возмездия, но и заблаговременно позаботившись о размещении накопленного во время войны капитала в иностранных банков, впоследствии превратились во влиятельных и респектабельных бизнесменов.

Например, закончивший свою жизнь в стенах латышского пансионата в предместье Мельбурна Конрад Калейс, выдачи которого в Латвию так и не добилась Генеральная прокуратура республики. По сведениям историков, за время войны он хладнокровно истребил более 30 тысяч человек, часто ездил "в командировки" – на карательные операции в Россию и Беларусь. В 1944 г. Калейс с отступающими немцами перебрался в Германию, затем эмигрировал в Австралию и, открыв свой бизнес, стал мультимиллионером. При этом нетрудно догадаться, какие источники послужили "начальным капиталом" для занятия коммерцией.

Ещё более занимательна судьба основателя ритейловой группы Metro (в неё входят сеть супермакетов Metro, Kaufhof, Media Markt, Saturn, Praktiker, Real, Extra) Отто Байсхайма (Otto Beisheim), одного из самых богатых людей Европы.

Его судьба - яркий пример "американской мечты". Он родился в 1924 году семье управляющего имением, особой тяги к учёбе не испытывал и не став заканчивать среднюю школу нанялся продавцом в магазин по продаже изделий из кожи. На этом месте в его биографии возникает значительный пробел, а имя Отто Байсхайма всплывает лишь в 1964 году, когда вернувший на родину из США Отто Байсхайм основал в Западной Германии оптовый супермаркет по американскому образцу - METRO Cash & Carry. В общем, всё как в сказке: не имеющий даже среднего образования нищий эмигрант, без всякого стартового капитала становится хозяином крупнейшего в Европе торгового дома.

Но, как и во всякой сказке, правды в ней оказалось ровно наполовину. Наделяя себя докторскими степенями и профессорскими званиями Отто Вайсхайм предпочитал не распространяться о своей жизни. Особенно о её части, пришедшейся на период Второй мировой войны.

Заинтересовавшись столь странным упущением, немецкий журналист Михаэль Радтке наталкивается на дело больного военного госпиталя, унтер-офицера "Лейбштандарте-СС" ("Leibstandarte SS Adolf Hitler") Отто Вайсхайма. Последний, впрочем, употребил немало сил, чтобы скрыть сей неприятный факт из своей биографии. По этому поводу Баварским министерством культуры была даже инициирована закрытая экспертиза, которая вроде бы показала, что Байсхайм, видимо, не принимал непосредственного участия в нацистских зверствах.

С одной стороны, эксперты оказались правы. "Лейбштандарте" была основана лично Адольфом Гитлером вскоре после прихода к власти 17 марта 1933 года, поскольку он не доверял обычной армии. До сентября 1933 часть называлась "берлинской штабной охраной", а с ноября 1933 её члены стали приносить присягу лично Адольфу Гитлеру и как личная армия не подлежали никакому партийному или конституционному надзору. "Лейбштандарте" занималась преимущественно охраной членов правительства и правительственных зданий и не пользовалась уважением со стороны членов остальных частей СС, называя их "войска для увеселения СС" или "асфальтовыми солдатами". С другой стороны, отбор в эту элитную часть был довольно строгим, а её солдаты были лично преданы фюреру. Так, на фронтах часть несла очень высокие потери, которые можно объяснить недостаточным военным обучением, слепым фанатизмом и пренебрежением к смерти.

На Нюрнбергском процессе вся организация Ваффен-СС, включая "Лейбштандарте-СС Адольф Гитлер", была признана преступной. Однако некоторые члены дивизии не только смогли выйти сухими из воды, но и неплохо устроиться в новой жизни, сохранив при этом прежнюю идеологию.

Ветеран СС Франц Шёнхубер основал и возглавил в 1985 году праворадикальную Республиканскую партию. Ушёл в политику и член бундестага (от ХСС) Карл-Хайнц Шпилькер. Одним из наиболее активных идеологов национал-социализма является и унтерштурмфюрер 1-й танковой дивизии СС "Leibstandarte Adolf Hitler" Херберт Швайгер. "Нам, солдатам германского Вермахта, нечего стыдиться!", - говорит он, считая, что логическим продолжением сегоднящних мировых процессов станет третья мировая война - глобальный конфликт

Коричневый гламур Metro Cash & Carry
Коричневый гламур Metro Cash & Carry
между наиболее развитыми расами. В частности, Херберт Швайгер говорит о стремление желтой расы во главе с китайцами к расширению "жизненного пространства" и мировому господству, и, соответственно, именно третья мировая война определит, какая раса будет править на планете Земля в ближайший исторический период. Именно поэтому германское национальное движение уже сегодня пытается выработать программу действий на указанный период, чтобы встретить изменения во всеоружии.

Не стал исключением и Отто Бейсхайм. С той лишь разницей, что в отличие от своих коллег, миллиардер не афишировал некоторые детали своего прошлого, а просто-напросто купил себе индульгенцию. В частности, владелец Metro прославился несколько своеобразным отношением к учебным заведениям. Выделяя на их содержания баснословные суммы, он не только пополнял свои титулы очередным профессорским званием, но и требовал, чтобы данное учреждение носило его имя. Это, например, Институт управления в Кабленце (Otto Beisheim Wissenschaftliche Hochschule fuer

Unternehmensfuerung), в который тот вложил 50 млн дойчмарок. Или Технический университет Дрездена (Technische Universittt Dresden). Студенты последнего, кстати, в 2005 году устроили настоящий бунт по поводу размещения в здании университета памятной доски с именем миллиардера-благотворителя.

А в 2006 году разгорелся скандал в Верхней Баварии. 82-летний г-н Байсхайм решил пожертвовать гимназии в Тегернзее десять миллионов евро. У щедрого мецената, впрочем, было одно условие - школа должна взять его имя. К чести педагогов, они не стали заложниками золотого тельца и поинтересовались у г-на Байсхайма подробностями его биографии 60-летней давности, после чего скромный миллиардер немедленно забрал свое предложение назад. Как посчитали учителя и родители, люди, подобные Байсхайму, вряд ли способны стать носителями гуманистических традиций (а именно именами немецких просветителей и учёных здесь принято называть школы) и тем более воспитывать своим примером юное поколение. Его имя, ставшее, по выражению одного ученика, "символом стяжательства и дикой глобализации", вряд ли "украсит" учебное заведение и уж точно не окажет детям честь тем, что они учились в гимназии "имени Байсхайма".

Как отмечали СМИ, для Отто Байсхайма эта неудача стала настоящей неожиданностью, поскольку ранее он уже успел стать почетным гражданином сразу пяти общин поблизости Тегернзее. Интересно и то, что при всём при этом владелец Metro является гражданином Швейцарии, власти которой не столь щепетильны в отношении некоторых подробностей биографии своих подданных, состояние которых превышает 3,5 миллиарда евро.

В самой же Германии отношение к Отто Байсхайму довольно неоднозначное. И дело не только в нацистском прошлом оного. По оценкам немецкой прессы, методы управления Байсхайма никак не вписывались в принципы социально-рыночной экономики, на которых построено традиционное немецкое народное хозяйство. Байсхайм, по мнению баварских критиков, – это агрессивная ценовая политика, нашедшая свое выражение в столь же агрессивном рекламном слогане "Жадность - это круто" ("Geiz ist geil"). По словам руководителя входящего в торговую империю холдинга Отто Байсхайм руководителя Media Saturn Леопольда Штифеля, "наши провокационные рекламные кампании помогли повысить интерес к торговой марке".

"В сороковых годах они тоже охотились здесь за рабочими руками украинцев – вывозя их в Германию в доверху набитых вагонах для скота. Сегодня в нашу страну приходят не их солдаты, а их капитал – в борьбе за рынки сбыта, сырья, и все ту же дешевую рабочую силу. Однако, их отношение к нам мало чем изменилось за истекшие шестьдесят с лишним лет", - пишут украинские СМИ, обращая внимания на символичное название официального сайта компании - Metro-СС.com. Российский же потребитель, также как и швейцарское правительство, не привык задумываться о происхождении доходов владельцев той или иной лавки, руководствуясь несколько другими мотивами. И пример "улётных" рекламных роликов "Media Markt", выполненных в стиле розового гламура лишнее тому подтверждение - магазины пока не испытывают проблем с покупателями.

Автор Игорь Кулагин
Игорь Кулагин — бывший обозреватель Правды.Ру *