Оппозиция разошлась по 31 число

В пятницу московские оппозиционеры подали заявку на проведение митинга 31 июля на Триумфальной площади. Аналогичные заявки поступили от "несогласных" в Санкт-Петербурге. Однако события последних дней, по всей видимости, не прошли даром. Оппозиционерам не только не удалось достичь консенсуса по вопросу проведения совместных митингов, но в значительной степени углубились противоречия между представителями либерального крыла и лимоновцами.

31 июля сторонники Эдуарда Лимонова намерены провести очередные акции в рамках т. н. "Стратегии-31". Самые крупные мероприятия ожидаются в Москве и Санкт-Петербурге.

В столице уведомление о проведении митинга 31 июля в 18 часов на Триумфальной площади подали глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, лидер свежеообразованной партии "Другая Россия" Эдуард Лимонова и представитель "Левого фронта" Константин Косякин. Между тем, несмотря на привычный костяк организаторов, в составе потенциальных митингующих произошли серьёзные изменения.

История с якобы имевшими место звонками представителям оппозиции от имени то ли московских властей, то ли администрации президента с предложением провести митинг 31 июля отдельно от Лимонова вообще представляется довольно тёмной и запутанной.

"Маловероятно, конечно, что такое могло быть. Говорили ему что-то или нет — это невозможно проверить. На мой взгляд это какой-то элемент борьбы между различными группами в рядах оппозиции", — считает политолог Дмитрий Бадовский. И дальнейшие события лишь подтверждают предположения эксперта.

Также по теме: Конец "Стратегии-31"

Во-первых, сами оппозиционеры немного запутались с тем, кто кому и по какому поводу звонил. Борис Немцов, например, сообщивший о том, что ответил отказом на просьбы "посредников" подать заявку на проведение митинга без участия в акции Эдуарда Лимонова и его сторонников, впоследствии пояснил, что ему… никто не звонил, а факте поступивших в адрес его коллег предложений узнал "из заслуживающих доверия источников". Причина столь неожиданно поменявшихся показаний одна — Борис Ефимович действительно не собирался участвовать в одном митинге с лимоновцами, а потому всерьёз опасался, что данный факт свяжут с соответствующими "звонками из Кремля".

Фото: AP

В этой связи не исключено, что распространителем слухов выступил… Эдуард Лимонов, спинным мозгом почувствовавший, что его идея с привлечением либеральных оппозиционеров к участию в "Стратегии-31" фактически провалилась. С одной стороны, Лимонов сам противопоставил себя либералам, заявив о создании экс-НБП под названием "Другая Россия",даещё и выступив с рядом нелицеприятных высказываний в адрес бывших коллег по коалиции с одноимённым названием. С другой, сама Людмила Алексеева уже не раз высказывала готовность провести митинг на Пушкинской площади. Да и в либеральной среде всё чаще звучат сомнения в целесообразности акций на Триумфальной, да ещё и в содружестве с Лимоновым.

"Совершенно непонятно, зачем им нужна Триумфальная площадь, когда историческая демократическая площадь — это Пушкинская", — недоумевает лидер "Демократического союза" Валерия Наводворская, утверждая, что "лживый и подлый Лимонов с ужасной красно-коричневой программой, который переодевается каждое 31 число в борца за свободу — это не вариант ни для среднего класса, ни для Запада, ни для интеллигенции — которая только от отчаяния, по-моему, туда идет".

Так что не случайно, что в числе тех, с кем якобы общались власти, оказалась и Людмила Алексеева, и её верный спутник Лев Пономарёв, у которых, после обнародования информации о "переговорах", уже не оставалось другого выхода, кроме как подчиниться задумкам Лимонова. Последний, кстати, накануне сделал контрольный выстрел в голову сомневающимся коллегам, разместив у себя в блоге сообщение, что ему "сейчас позвонил один более или менее известный господин" и попросил "уступить на один раз свое место в тройке". Под "тройкой" подразумевалась троица заявителей московского митинга, а под господином N скрывались все, кто мог составить конкуренцию Лимонову: Борис Немцов, Владимир Рыжков, Лев Пономарёв…

Также читайте: Лукин обвинил оппозицию в несговорчивости

Борис Немцов, тем не менее, собирается выходить на митинг "31" в Санкт-Петербурге, где либералы и лимоновцы давно уже не участвуют в совместных акциях. Питерские сторонники Лимонова проводят свои акции по 31-м числам в районе ст. метро "Гостиный двор", а демократы в составе каспаровского Объединенного гражданского фронта, "Солидарности" и т. д. — передвигаются по маршруту с Дворцовой до Сенатской площади. О своей близости к "умеренным" оппозиционерам заявил рок-музыкант Юрий Шевчук. "Если у меня в этот день не будет гастролей и я буду свободен, то я приду на митинг вместе с Борей Немцовым", — сказал он.

Учитывая же, что именно питерские лимоновцы вовлекли Шевчука в "несогласное" движение, его выбор в пользу либералов может стать серьёзным аргументом в пользу Немцова и Ко, рассчитывающих отобрать у Лимонова бренд "Стратегии-31". Хотя, всё справедливо: Лимонов отобрал у Каспарова "Другую Россию", а Каспаров (как один из лидеров "Солидарности") отбирает у него "Стратегию-31".

Читайте самое интересное в разделе "Политика"

Автор Лев Правдин
*
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить