Повышение финансовой грамотности россиян

К кредитам будут приучать со школы

Государство взялось за повышение финансовой грамотности россиян: для решения этой проблемы РФ даже намерена взять крупный кредит у Всемирного банка. Причем под повышением финансовой грамотности населения понимается рост числа потребителей финансовых услуг. В общем, все — на благо процветания банков с их кредитами, услугами по картам и депозитами.

В Концепции развития финансового рынка России до 2020 года существенное место отведено именно программе повышения финансовой грамотности граждан. Понимать под повышением финансовой грамотности следует не реальный рост числа хорошо разбирающихся в финансовых механизмах специалистов, а рост числа потребителей финансовых услуг. Ведь эффективность реализации программы будет оцениваться по числу вовлеченных в кредитные отношения граждан. Хотя очевидно, что действительно финансово грамотные граждане кредитов (особенно потребительских) стараются не брать, а самые грамотные — их раздают.

Пока же значительное число россиян уклоняется даже от пользования картами, что разумеется, не может радовать зарабатывающие на этом финансовые организации. По данным Национального агентством финансовых исследований, 41 процент россиян не пользуются никакими финансовыми услугами. Они не берут кредиты, у них нет депозитов и тем более карточек. Существование такой солидной и сохраняющей определенную личную независимость от банков прослойки, видимо, вызывает у кого-то серьезное беспокойство.

Читайте также: Банки наслали на должников НДФЛ

Распространенные в стране финансовые услуги — это практически насильно внедренные зарплатные карты, а также классические банковские депозиты и потребительские кредиты. Также отметим, что добровольный страховой полис имеет всего 5 процентов опрошенных, тогда как еще осенью прошлого года пользующихся страховыми услугами было 8 процентов. Как показывает последний опрос НАФИ, треть россиян признаются, что вообще не видят смысла в покупке страхового полиса. Причем это мнение наиболее распространено в наиболее экономически активной возрастной группе от 35 до 44 лет и среди жителей двух столиц. Ипотекой и услугами негосударственных пенсионных фондов пользуются только 2 процента россиян. Всего 1 процент отдает средства в управление различным инвестиционным фондам.

Проект предполагает комплекс различных мероприятий от обучения журналистов до финансирования успешных региональных проектов, включая внедрение факультативов для школьников или лекций для пенсионеров. Стоимость программы составляет 113 миллионов долларов в течение 5 лет (2011-2015 годы), то есть кроме займа в размере 25 миллионов долларов, а еще 88 миллионов будет выделено из средств федерального бюджета. Ранее планировалось запустить проект при участии Минфина и Всемирного банка в июне 2010 года.

В апреле 2010 года Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) даже отправила по России так называемый "Поезд финансовой грамотности" в крупных городах России. Проехались по крупным городам европейской части страны, рассказывали про деньги в Нижнем Новгороде, Казани, Самаре, Воронеже, Ростове-на-Дону, Краснодаре и Санкт-Петербурге. Кроме того, экспертная группа по финансовому просвещению при Федеральной службе по финансовым рынкам России ежегодно проводит в регионах мероприятия, направленные на повышение финансовой грамотности населения.

В частности, стартовала очередная неделя финансовой грамотности. В ее рамках челябинский Промсвязьбанк провел первые занятия о финансовой грамотности для челябинских школьников — эксперты операционного офиса банка провели уроки для старшеклассников одной из городских гимназий. "Надеемся, что благодаря таким локальным акциям ребята уже в молодом возрасте смогут грамотно пользоваться банковскими продуктами, принимать ответственные финансовые решения, что поможет им добиться успеха во взрослой жизни" — отметил региональный директор оперофиса Промсвязьбанка в Челябинске Андрей Рочев.

Читайте также: Герман Клименко: стартапы отжили свое

Подобные мероприятия время от времени проводятся различными финансовыми организациями и являются, по сути, формой рекламы. Можно предположить, что и стоят они не очень дорого, намного дешевле рекламы в СМИ. Но государству не жаль тратить деньги налогоплательщиков и кредитоваться у ВБ под решение таких задач, вместо того, чтобы, например, прикладным образом скорректировать задачки школьного курса по математике. В подобных мероприятиях, где готовят будущих дисциплинированных, а значит прибыльных, клиентов банков, заинтересованы в первую очередь сами банки, а реальная массовая финансовая грамотность никому не нужна. Так как банкам в таком мире может и не найтись места…

Читайте самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Анатолий Мирановский
Анатолий Мирановский — журналист, обозреватель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить