Не Трампом единым: России надо собирать свою коалицию

Встреча Путина и Трампа не состоится. Это может означать, что американцев не устроили ответы России на предложенные ранее варианты решения мировых проблем. Теперь России следует собирать свою коалицию. Такую точку зрения в интервью "Правде.Ру" высказал профессор МГУ имени Ломоносова, доктор политических наук в МГУ Андрей Манойло.

— Какова на ваш взгляд истинная причина отмены встречи Путина и Трампа? Америка набивает себе цену или уже приняла какое-то решение?

— Ситуация простая. После того, как у нас анонсировали встречу лидеров двух стран, Тиллерсон сказал, что она состоится только в том случае, если будут конкретные темы для обсуждения. Это означает следующее. Администрация Белого дома выдвинула определенный перечень вопросов и требований. Они обозначили свою позицию по Сирии и Украине. Возможно, запросили у Москвы ответ: готов ли наш президент пойти на какие-то уступки в этих вопросах?

Скорее всего, ответ был дан и этот ответ Белый дом не удовлетворил, поэтому встреча и не состоялась. Это означает, что по тем принципиальным позициям, которые Вашингтон обозначил в кулуарах, Москва дала ответы, которые его не очень устраивают.

— Какие ответы могли не удовлетворить их?

— Здесь не надо гадать. Это, во-первых, Сирия, в которой заканчивается борьба с ИГИЛ* и стоит вопрос о будущем страны, ее обустройстве. Думаю, Белый дом поставил следующий вопрос: готова ли Россия выводить оттуда свои войска? Вчера, как известно, пал последний оплот исламского государства.

Второй вопрос связан с Украиной. Скорее всего, в контексте прекращения всяческой поддержки ЛНР и ДНР. Потому что, обострение ситуации на Украине, назначение главнокомандующего АТО, обстрелы Донецка — это все сигналы о том, что, если Москва будет поступать не в соответствии с интересами Вашингтона, он взорвет ситуацию и там будет война. И все это в преддверии президентских выборов.

Скорее всего, у американцев есть предварительные сведения о том, как в России собираются урегулировать украинский вопрос. Не зря все больше в наших СМИ появляются разного рода утечки и болтовня, что в 2018 году последует окончательное решение украинского вопроса. Особенно, треплются бывшие сотрудники спецслужб.

— Такое поведение Америки не подрывает ли мировой авторитет России?

— Это не лучший сигнал всему миру, который прислушивается. Потому что, встреча в рамках АТЭС могла бы стать Гамбургом-2. Есть формальный повод — два президента оказались в одно время в одном месте. И почему бы им там не встретиться и не переговорить? Известно, как Гамбург-1 завершился, оба президента были очень довольны встречей. Большое количество договоренностей было достигнуто.

Правда, буквально через день-два Трамп все это дело слил, заявив о том, что ни о чем он с Путиным не договаривался, что все это — инсинуации и вранье его противников. То есть, он фактически перечеркнул все договоренности, как открытые, так и тайные, чем вызвал колоссальное разочарование.

И эти все моменты можно было бы разрешить как раз на Совете АТЭС, если бы состоялась подобная встреча. А так как она не состоялась, то, во-первых, противоречия, как были, так и остались. В ближайшее время они будут только обостряться. Нет никаких предпосылок, чтобы противоречия сглаживались.

Во-вторых, разные группы политиков прочитали поведение Трампа по-разному. Его противники убедились в том, что Трамп просто боится встречаться с Путиным из-за того, что тогда его просто распнут в Конгрессе. Его могут, как мальчишку вытащить в Конгресс, допрашивать, он начнет юлить, где-нибудь что-нибудь не так скажет, и его обвинят во вранье, и будет повторение истории с Биллом Клинтоном.

— Получается, американские политики не могут держать своего слова?

— Да, абсолютно точно. Другие страны мира прочтут в этом еще и то, что Трамп не будет собой рисковать, и для него наиболее сейчас беспроигрышная позиция — не улучшать отношения с Россией, а наоборот их обострять. Даже не из-за соображений национальной безопасности США. А это означает, что все остальные будут подстраиваться под этот тренд, и, возможно, будут тоже косо смотреть в сторону РФ, надеясь, что это будет им зачтено США, и они получат свою долю дивидендов. Ничего хорошего в этом нет. Будет наблюдаться стайное поведение. Куда повернул условный вожак стаи, туда побежит и вся остальная стая.

— В сложившейся ситуации, нам без хороших союзников будет сложно…

— Да, нам нужны союзники, но с союзниками тоже есть определенные вопросы. У нас проблема заключается в том, что даже ближайшие страны, которые близки нам по менталитету, по культуре, по языку, по истории — та же Беларусь — не особо нас поддерживают, на самом деле. Поддерживают, когда выгодно. И это связано не с тем, что мы сильно отличаемся друг от друга, а тем, что так же, как в свое время была абсолютно провалена работа по Украине, сейчас примерно на том же уровне находится работа по Беларуси. Не дай Бог, чтобы со здоровьем батьки что-нибудь случилось. Беларусь может мгновенно превратиться во вторую нынешнюю Украину.

По поводу союзников. У нас есть два крупных объединения, в рамках которых мы пытаемся каким-то образом наших союзников приручить. Это ЕАЭС и БРИКС. Но у БРИКСа масса противоречий. В ЕАЭС все более-менее ровно в том плане, что большая часть стран — это страны бывшего постсоветского пространства, которые туда входят. Но ЕАЭС не политический блок. Страны объединялись только для достижения экономических целей и выгод. Что касается БРИКСа, то он как был форумом, так этим форумом и остался.

Тот же Китай вообще не вступает в союзнические отношения ни с кем. У Китая есть попутчики, но не союзники. "Нам не нужны союзники" — говорят китайцы. — "Мы самодостаточная страна". Поэтому рассчитывать на Китай в этом плане, в том, что он будет нам союзником, который будет периодически вписываться за нас, не стоит.

Индия, с которой у нас всегда были исторически теплые отношения, остро негативно относится к политическим инициативам России в рамках БРИКС. Потому что, нынешнее индийское руководство дружит с США, и они очень боятся с ними отношения испортить.

— Неужели мы остаемся в полном одиночестве?

— Да, мы практически в одиночестве. А для того, чтобы не быть в одиночестве, надо консолидировать те форматы, те интеграционные объединения, которые у нас есть. Довольно легко объединить страны БРИКС в вопросе обеспечения коллективной информационной безопасности. В этом потребность всех стран БРИКС очень острая, колоссальная. И здесь точка зрения на необходимость объединения усилий совпадает.

Поэтому, России надо как раз превращать тот же БРИКС в международную организацию. Тогда Россия будет не одна в условиях нынешних вызовов. А так, вокруг нас — очень рыхлая структура, состоящая из союзников, которые являются союзниками ситуационными.

— В любой ситуация нужно рассчитывать только на себя.

— Это так, но рассчитывать только на себя в условиях глобального, связанного, взаимозависимого мира — не вариант. Особенно, для России, которая экономически не очень сильна. Если бы она даже и была бы сильна, в одиночку перед напором какой-нибудь большой коалиции не выстоять. Поэтому, России надо собирать свою коалицию. Мудрости хватит, лишь бы времени хватило. Это надо делать сейчас, может быть, надо было делать вчера. И если бы вчера это начали делать, то вполне возможно, что Трамп бы так снисходительно и заносчиво не повел бы себя на саммите АТЭС.

— Это окончательная точка в переговорах на АТЭС? Или переговоры еще могут состояться?

— Они все время ведутся, и я очень рассчитываю, что встреча еще состоится. Сейчас Трамп не проводит какой-то линии. Нервозность Трампа может вылиться в то, что он будет говорить с Россией языком односторонних требований, крайне жестко сформулированных. И будет отметать любые попытки и предложения обсудить спорные вопросы. Это очень вероятно, и, как правило, если политик впадает в истерику, он начинает как раз так себя и вести.

— Почему Запад так обеспокоен возвращением российских баз во Вьетнам, на Кубу?

— Тем, кто сильнее, всегда нужнее, чем тем, кто слабее. Запад считает, что Россия слабее его. В этом он не так уж и прав, но считает себя в праве силой диктовать России определенные условия. А когда Россия сопротивляется и отстаивает свое право на самостоятельную внешнюю политику, Запад это бесит. Они рассматривают это, как личное оскорбление и как вызов своему силовому могуществу.

По поводу возвращение баз во Вьетнам. Отдельно взятые базы, разбросанные по миру, в одиночестве, они никакую опасность для Запада не представляют. Потому что любую удаленную базу можно блокировать, отрезать и задушить, будь то Вьетнам, или Куба. Опасность представляет только военные базы, объединенные в единую сеть с едиными охраняемыми каналами коммуникаций. В нашем случае создать такую сеть по экономическим параметрам невозможно. Переговоры о военной базе во Вьетнаме ведутся с 2014 года. Несколько лет прошло, а вьетнамцы не горят желанием нас туда возвращать.

— Возможно, решение по этому вопросу будет найдено на нынешнем саммите?

— С одной стороны, возможно. А с другой: зачем Вьетнаму обострять отношения с Соединенными Штатами, которые перебросили практически весь свой атомный флот в АТР? Они там мощно присутствуют. Что касается Кубы, я всячески "за", чтобы возвращаться туда. Но Запад опять-таки беспокоится.

Считает, что наша радиолокационная станция там не должна появиться, потому что у них там располагается колоссальная китайская опорная база. Вся южная и центральная части Северной Америки находятся под колпаком китайцев. И кто в этих условиях опаснее для их национальной безопасности — мы или китайцы — это еще большой вопрос.

— Почему тогда они так остро реагируют на наши намерения?

— Они ведут политическую игру, дипломатическую, публичную, с одной стороны, а с другой — ведут информационную войну. И НАТО готово задирать Россию по любому поводу. Будь то тема спорта, провокации против наших спортсменов или вот базы, которые Россия собирается там где-то организовать.

Потом, очень хорошо пугать лозунгом "Русские идут!". Помогает нагнетать напряжение для того, чтобы население европейских стран и североамериканских поддерживало любые милитаристские планы, наращивание гонки вооружений.

ИГИЛ* - террористическая организация, ее деятельность запрещена в РФ.

Автор Евгений Бугров
Евгений Бугров — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить