Санта-Клаусов предложено заменить на Святого Николая

Дед Мороз круче Санта-Клауса?

Оказывается, не всем милы бородатые образы Санта-Клаусов. Немецкая организация римско-католической церкви "Bonifatiuswerk" выступила с предложением организовать "зоны, свободные от Санта-Клауса". По мнению организаторов акции, Санта является изобретением рекламного бизнеса и олицетворением общества потребления. Предложено заменить Санту историческим Святым Николаем.

Хотя, вообще-то, имя Санта-Клаус происходит от искаженного голландского имени Синтерклаас, которое как раз и означает именно святого Николая. Но сами понимаете, что хотя Санта-Клаус и представляет собой эдакую своеобразную праздничную версию святого Николая, епископа Мирликийского, то его внешний (да и внутренний) облик далек от исконного образа христианского чудотворца.

Как гласят многочисленные интернет-источники, примерное подобие нынешнего вида Санты появилось еще в прошлом веке на американском континенте. Ну, а самая крутая раскрутка его образа прошла с помощью рекламных плакатов фирмы "Кока-Колы".

Вообще, сильно американизированный имидж доброго Санта-Клауса не раз становился объектом критики со стороны различных европейских организаций и отдельных граждан. Так, в канун 2007 года в некоторых европейских странах даже были развернуты кампании против этого веселого персонажа, который, по мнению организаторов кампаний уже давно ассоциируется не с Рождеством, а скорее с рекламой "Кока-Колы".

Не любят Санта-Клауса не только религиозные деятели, но и, например, сторонники здорового образа жизни. "Парень с неспортивною фигурой" явно на здоровяка не похож. Так и видится, что питается американский Дед Мороз исключительно хот-догами и запивает их "Кока-Колой". Ну, или, судя по его пивному животику, пивом. Что, сами понимаете, ой как вредно. Кроме того, имидж Санты используется для рекламы нездоровой пищи и напитков, такой как газировка и конфеты. Исторический святой Николай одаривал детей и поощрял благотворительность, а выдуманный Санта-Клаус обирает кошельки доверчивых покупателей.

Многие западные социологи считают, что сам образ Санты не является позитивной моделью для подрастающего поколения. Скорее, наоборот… Впрочем, в той же Америке от нынешнего разрекламируемого и раскрученного типажа Санта-Клауса отказываться не намерены. Уж какой получился новогодний персонаж, такой пусть и будет.

Читайте также: "Санта-Клаус", который вершит чудеса

А вот наш Дед Мороз, хоть слегка (в первую очередь цветом шубы) Санту и напоминает, но все-таки в нем нашего, исконно сермяжного больше. Добрый старик с бородой из ваты, без особого живота, с чудесной внучкой и посохом — короче, он куда круче! У такого приятно и подарки просить к Новому году. Кстати, написание писем Деду Морозу с просьбой подарить тут или иную вещицу к этому главному празднику года стало доброй традицией в очень многих российских семьях. Бывает, что он даже и отвечает письменно.

А что россиянам дарят чаще всего? Честно говоря, четкого конкретного наукообразного ответа на этот вопрос я в сети не нашел. Хотя тут можно ориентироваться и на данные интернет-опросов. Так, в эти дни сайт "Беломорские новости спрашивает у пользователей: "Что вам дарят на Новый год чаще всего?". Ответы таковы: носки — 4,55 процента; косметику — 22,73; бытовую технику — 4,55 процента; шампанское — 9,09; ненужную ерунду — 59,09 процента. Согласитесь, довольно правдоподобный опрос.

А вот что дарят детям — тут полная загадка. Чаще всего дарят, конечно, то, о чем Деду Морозу пишут сами детишки. Пишут много. Так, экскурсовод деревни Деда Мороза, что в Архангельске, пояснил корреспонденту "Правды.Ру", что каждый год в их адрес приходит до 85 тысяч детских посланий. Поскольку дети чаще всего пишут такие письмавместесродителями, тоих желания все-таки исполняются.

Автор этих строк, отец двух сыновей (седьмой и четвертый класс) в последние годы все чаще нервничает под Новый год. Мальчишки (поколение интернета) хотя уже прекрасно понимают, что Дед Мороз — персонаж все-таки вымышленный, все равно до сих пор пишут письма-заказы. Если когда-то верхом новогодних мечтаний у них были часы, мобильник, "Лего" или коробка "Сникерсов", то сейчас, когда подросли… сами понимаете. В этом году "заказали" к Новому году: один — четырехъядерный компьютер, другой — плазму с ужас-каким-огромным экраном. Вот так-то. И ведь нельзя не угодить — иначе сказочная семейная традиция писем Деду Морозу загибнет на корню…

В то же время полное удовлетворение детских новогодних мечтаний психологи все-таки не приветствуют. Как полагают многие из них, современные мамы и папы не умеют сказать "нет" своим отпрыскам и готовы исполнить любой их каприз. Психологи и педагоги призывают не слишком баловать своих детей, чтобы те не росли ленивыми и эгоцентричными. Ну что ж, что-то в этом все-таки есть…

Читайте также: Сколько лет российскому Деду Морозу

Ну, и в завершение темы о Дедах Морозах и Санта Клаусах — совершенно правдивая история из собственного житейского опыта автора этих строк. Обычно в нашем подъезде затяжное новогодье справляют аж от католического до православного Рождества. Наиболее стойкие — до старого Нового года. У моего соседа по лестничной клетке, пенсионера (назовем его, скажем, Петрович) в эти дни пора актерских бенефисов: он для всего подъезда и Дед Мороз, и святой отец (в оба Рождества), и гадалка (в Крещенье), и даже живая елка-палка (весь период).

Но рынок, простите, есть рынок, и недобросовестная конкуренция тут тоже в ходу… Оказалось, во время прошлых новогодних празднеств имело место явление Деда Мороза-самозванца, чуть было нагло не сорвавшего питие и закусывание всему подъезду. Как бы в нынешнем году не повторилось… Петрович горестно вздохнул, начиная рассказ:

"У нас ведь как обычно было — я Морозом наряжаюсь, и весь подъезд обхожу, с первого этажа до пятого. Мне подписанные подарки для ребятишек заранее приносят, я их в мешок складываю, потом раздаю безошибочно. Нынче начал я обход подъезда, а мне в первой же квартире говорят: так был уже у нас Дед Мороз, только что! Правда, странный какой-то — подарков детям не принес, но что-то там сплясал, проблеял песенку про елочку-красавицу да промычал: "С новым счастьем!". И рюмку на кухне хлопнул не одну.

Иду дальше — и в следующей квартире удивляются: был уже Дед, только что, куплет из гимна спел. А еще хозяйку взасос поцеловал и с хозяином целую пол-литру в момент оприходовал. Дальше — больше: в третьей квартире Дед Мороз уже под елочку спать укладывался, пришлось стаканом "Путинки" в чувство приводить. На втором этаже Дед Мороз целый тазик оливье умял, пока не выгнали. На третьем — бутылку шампанского прямо из горлышка высосал за пять секунд, и не расперло его, чародея. На четвертом — коньяка у хозяев потребовал, только-только порог переступив…

Читайте также: Санта-Клаус может искривлять пространство и время

В общем, тело конкурента я на лестнице между четвертым и пятым этажом обнаружил. Лежит Дед Мороз, бороду вокруг шеи обмотал, песню горланит: "Ой, мороз, мороз…" Оказалось, это Серега с первого этажа решил все мои сливки первым снять. Эх, слаб оказался. Закалка не та! А я, даже когда до нашего пятого этажа с поздравлениями дошел, еще смог членораздельно "С Новым годом" выговорить!".

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить