Почему Австралия становится противником России?

Самая богатая и влиятельная страна в южной части Индийского и Тихого океана – Австралия – может стать еще одним противником России. Как ни странно, причиной этому могут послужить противоречия в южной части Индийского и Тихого океанов. Ситуацию для "Правды.Ру" комментирует эксперт по Австралии и Океании, представитель России в республике Вануату Николай Мишутушкин.

Казалось бы, каким образом государство, находящееся от нашей страны на отшибе за многие тысячи километров может повредить российским интересам? Однако ничего удивительного в этом нет. Во-первых, Австралия традиционно выступает союзницей Запада по всем вопросам, включая прямое участие в вооруженной интервенции в Афганистане и Ираке. А раз так, то Канберра молчаливо или открыто поддерживает США и НАТО и по отношению к России.

Заметим, что эта страна располагает самыми мощными в регионе вооруженными силами. Более того, по численности и силе армия и флот Австралии превосходят некоторые страны НАТО. Вместе с резервистами на сегодняшний день они насчитывают 71 тысячу "штыков", не считая гражданских специалистов, которых, по разным данным, насчитывается от 19 до 30 тысяч человек.

На вооружении сухопутных войск находится 150 танков, 739 БТР и БМП, а также 724 орудия и минометов. В распоряжении ПВО имеются 38 зенитно-ракетных комплексов. Кроме того, национальные вооруженные силы располагают 150 боевыми самолетами и 53 вертолетами. ВМФ насчитывает 22 надводных боевых корабля разных классов, (включая 3 эсминца и 9 фрегатов), 6 дизельных подводных лодок и 75 катеров, а также около 50 вспомогательных судов и катеров. Кроме того, в скором времени к его составу присоединятся два многотоннажных десантных вертолетоносца, назначением которых служит обеспечение дальних крупномасштабных операций.

И при этом, согласно оценкам независимых военных экспертов, по качеству подготовки они являются одними из лучших в мире. Этому в немалой мере способствует постоянное участие Австралии практически во всех значимых конфликтах современности.

Но казалось бы, зачем этой стране столь мощная группировка вооруженных сил, равно как и участие в далеких от нее во всех отношениях событиях? Тем более, что на первый взгляд, эта страна не имеет видимых врагов, будучи отделенной от крупных государств тысячами километров океана.

Возможно, кое-кто скажет, что Австралия тратит на свои армию и флот не так и много – какие-то два процента своего годового бюджета. Однако в денежном эквиваленте это не так и мало – свыше восьми миллиардов долларов США.

И для этого пустынного региона Австралия выглядит очень милитаризированным государством. Если к этому добавить наличие на ее территории 16 американских и английских военных баз, включая радиоцентр связи атомных подводных лодок, несущих на своем борту ракеты с атомными боеголовками на мысе Северо-Западный и ракетный полигон в Вулере, то это впечатление лишь еще больше усилится.

Зачем Канберре присутствие на своей территории иностранных военных баз? Заметим, что с конца XIX века Австралия не пропускала практически ни одной войны, которую вела ее английские или американские хозяева, будь то уничтожение аборигенов какой-нибудь из колоний или самое активное участие в двух мировых войнах.

И постепенно влияние австралийцев на расстановку сил неуклонно росло. Уже во время Первой мировой войны австралийцы дали Антанте 330 тысяч своих солдат, особенно отличившихся в 1915 г. во время десантной операции против турок в Галлиполи и в 1918 г. при отражении последних немецких наступлений на Париж.

Еще большее влияние на ход событий Австралия оказала во время Второй мировой войны. Цифры говорят сами за себя: после американцев и британцев австралийцы имели третью по численности группировку на Западном фронте в Европе. После проведения в 1942 г. в связи со вступлением в войну Японии тотальной мобилизации миллиона человек из восьмимиллионного населения страны надели на себя военную форму и при этом почти 600 тысяч непосредственно участвовали в боевых действиях.

То, что австралийские парни ценой собственной крови спасли жизни десятков и сотен тысяч американских вояк, и стало одной из главных причин сближения Вашингтона и Канберры. Другой причиной стала резкая послевоенная активизация коммунистов в бывших западных колониях Азии – в том же Индокитае и соседней Индонезии.

Опасаясь "коммунистических происков", Австралия сохранила на своей территории появившиеся во время Второй мировой войны американские военные базы и даже усилила подобное сотрудничество. В 1951 г. стороны при участии Новой Зеландии заключили военно-политический пакт АНЗЮС (Тихоокеанский пакт безопасности), направленный, главным образом против советского влияния. Однако этого показалось мало. В 1954 г. Канберра поддержала создание еще одной военно-политической организации – СЕАТО. А В 1971 году в условиях эскалации противостояния СССР и Запада во Вьетнаме именно Австралия стала инициатором создания нового блока АНЗЮК, куда также вошли Великобритания, Малайзия, Новая Зеландия, и Сингапур. В 1976 году Канберра согласилась с США защищать Индийский океан силами своего ВМФ от кораблей враждебных стран.

Австралийцы своими телами прикрывали Запад практически во всех локальных войнах региона. Они поддержали американцев во время Корейской войны (1950–53), англичан при попытке подавления национально-освободительной борьбы Малайи (1955–63). С 1965 по 1971 год большаячасть австралийской армии (42 тысячи человек) участвовала во Вьетнамской войне. А в 1991 г. корабли ВМФ страны поддержали Антииракскую коалицию во время "Бури в пустыне". А теперь Австралия поддерживает Запад на двух фронтах – Афганском и Иракском.

С той поры многое изменилось. СССР пал и никто не пытается вовлечь Австралию в орбиту своего влияния. Однако несмотря на это, численность её вооруженных сил почти не уменьшилась, зато улучшилось качество подготовки. К чему такая воинственность и почему Канберра послушно таскает для американцев и англичан "каштаны" из огня Афганской и Иракской войн?

В своем интервью " Правде.Ру " эксперт по Австралии и Океании, представитель России в республике Вануату Николай Мишутушкин заявил следующее: "Ничего удивительного в поведении Австралии нет. Это традиционная привязка сначала к Англии, поскольку именно она владела последней как доминионом, а теперь и к США. Так, участие Австралии в конфликтах в Афганистане и Ираке уже привело к падению кабинета Джона Говарда".

"Но Запад поддерживает колонизаторские устремления Канберры в отношении островов Океании – на том же Восточном Тиморе, Науру, Папуа-Новой Гвинее, Соломоновых островах, Фиджи и т.д., где в последнее время было неспокойно. Там произошла серия конфликтов и переворотов. И столь мощные для нашего региона армия и флот нужны Австралии для контроля над ними. Канберра же объясняет это опасениями возможной дестабилизацией положения в южной части Тихого океана, которое может отразиться и на ней самой. Однако однобокая ориентация на Запад уже дала свои плоды", - отметил Мишутушкин.

И действительно, опираясь на свои армию и флот, Австралия смогла навязать тому же Восточному Тимору, где она, как и на Соломоновых островах проводит "миротворческие операции", выгодное ей соглашение. Отныне газовые и нефтяные месторождения у его берегов будут разрабатывать компании именно этой страны. Найдут еще "что-то" у берегов какого-нибудь Тонго – и это станет достоянием Австралии.

Однако и это еще не всё. Например, Канберра с 1933 г. официально заявляет о принадлежности трети Антарктиды к так называемой "Австралийской антарктической территории". Россия и большинство других стран такие аппетиты не признает. Но пока богатства южного континента скрывает мощная толща льда, Австралия на рожон не лезет и пограничных столбов там не устанавливает. Но все может измениться в условиях прогрессирующего глобального потепления, если территория Антарктиды станет доступной для разработок ее недр.

Между тем, всё больше австралийцев не желают мириться с ролью американо-британского лакея и гробить собственные жизни во имя процветания Запада. Например, в настоящее время большинство населения страны выступают против "исторического пережитка", согласно которому Австралийский Союз возглавляет английский король. И большинство экспертов уверено в том, что на следующем референдуме, дата которого окончательно еще не определена, австралийцы окончательно выберут республиканскую форму правления. И произойдет это не позднее чем через два десятилетия. А это позволяет надеяться на то, что Канберра смягчит свою прозападную политику.

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить