92-летнего Белу Биску обвинили в отрицании преступлений коммунистов

В Венгрии снова показательный процесс

Венгрия возбудила уголовное дело против 92-летнего Белы Биску, министра вооруженных сил и общественной безопасности Венгрии в правительстве Яноша Кадара. Иск против Биску был подан в феврале этого года крайне правой партией "Йоббик" за его "отрицание преступлений коммунистического режима". Однако предъявлено ему было совсем другое обвинение.

Уголовное преследование "за отрицание преступлений Холокоста и коммунистического режима" появилось в Венгрии 2010 году, а Биску имел неосторожность заявить в документальном фильме, снятом в том же году телеканалом TV Duna, что революция 1956 года "была не революция, а контрреволюция". Однако, к всеобщему удивлению, 11 сентября он был арестован по другому обвинению, а именно, по словам прокурора Будапешта Тибора Иболя (Tibor Ibolya), как "мозговой центр и ответственный за репрессии". Прокурор отметил "символичность" (!) ареста, и что дело "является важной вехой для правосудия в посткоммунистической Венгрии". Странная лексика в устах юриста, обязанного оперировать фактами!

Читайте также: Они делают историю: Эрих Хонеккер, рыцарь ГДР

Тем не менее, конкретное обвинение было предъявлено. Якобы именно Биску отдал приказ расстрелять 46 мирных жителей в Будапеште и городе Шальготарьян (Salgotarjan) в декабре 1956 года. Утверждается, что Биску, являясь членом Временного исполнительного комитета Коммунистической партии, приказал провести эти карательные операции. Надо заметить, что в 1994 году расстрел в Шаготарьяне уже был предметом судебного процесса с предъявлением обвинения трем непосредственным исполнителям, а Биску выступал тогда свидетелем. Однако, суд не нашел умысла в действиях обвиняемых, они были оправданы и показали, что никто им приказа стрелять не отдавал. Вряд свидетели или документы, опровергающие эти показания, нашлись сейчас, что лишний раз доказывает "символичность" процесса.

Венгерский историк Ласло Ёрши из Института истории Венгерской революции 1956 года считает, что существуют "многочисленные источники и исследования, говорящие о том, что Биску был одним из главных инициаторов "террора" после разгрома восстания. Возможно, но это был не "террор", а приговоры судов в период после 31 декабря 1956 года, то есть после подавления восстания. По данным Института, суды до 1961 года вынесли 225 смертных приговора по статьям за вооруженное сопротивление, акты насилия после 11.11.56, участие в работе незаконных органов власти и участие в уличных бессудных расправах.

А вот к событиям "террора" с 23 октября до 31 декабря Биску, как государственный деятель, не имеет никакого отношения. Дело в том, что как министр вооруженных сил и общественной безопасности в правительстве Кадора, он начал работать с 1 марта 1957 года, а до этого министром был Ференц Мюнних. Да и правительство было другое — Имре Надя. Как партийный руководитель, да, возможно, он и отдавал приказы, но устные, неконкретные, типа "стрелять разрешается", и им нет документальных подтверждений.

Что же касается иска по вопросу отрицания им преступлений коммунистического режима, то восстание формально было не против КПВ, а против Венгерской партии трудящихся (она включала в себя коммунистов и социалистов). А сразу после подавления восстания была образована новая Венгерская социалистическая рабочая партия (куда вошла и оппозиция), которая, собственно, и проводила "репрессии".

Правящая партия "Фидес" и премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, вероятно, очень гордятся своими инициативами по принятию "революционного", но юридически нечеткого закона об "отрицании холокоста и преступлений коммунистического режима". В июле 2012 года был арестован Ладислауш Чатарь, который, по версии Центра Симона Визенталя, был самым разыскиваемым нацистским преступником. И вот, чтобы "приравнять" ненавистных коммунистов к нацистам, было затеяно дело Биску. Кроме того, надо же как-то реабилитироваться после недавнего скандала с передачей убийцы Рамиля Сафарова Азрбайджану. И Европе и избирателям необходимо показать, что закон в Венгрии существует и неотвратим. И неважно, что процесс над бывшим коммунистом выглядит как шоу с "символическим" бредом.

Читайте также: Как Венгрия перессорила "друзей НАТО"

Впрочем, "мало кого из венгров он интересует", считает уже упомянутый Ласло Ёрши. "Людей сегодня не очень беспокоят репрессии после 1956 года. Основные заинтересованные стороны — это крайне правые и фанатичные сторонники правительства ", — уверен он. Другой венгерский аналитик, Петер Креко из Института социально-политических исследований Будапешта, полагает, что "многие люди в Венгрии тепло воспоминают о режиме Кадара, поскольку им при нем хорошо жилось, или потому, что у них есть родственники, которые хорошо думают о нем".

"Нельзя отрицать, что этот режим был диктатурой, но он был одним из лучших по уровню благосостояния и определенных свобод по сравнению с коммунистическими режимами других стран", — цитирует Креко газета El Pais. По его мнению, есть более глубокая причина отсутствия общественного интереса. "Проблема в том, что венгры не желают признавать свою роль в преступлениях Холокоста и коммунизма, потому что они рассматривают их как немецкий или русский импорт, а не как что-то венгерское", — сказал Креко.

Сам Биску утверждает, что венгерские суды после революции 1956 года были полностью независимыми, и он лично не несет ответственность за приговоры, в том числе смертные, вынесенные Имре Надем и его ближайшими сподвижниками.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить