24 года турецкий капитан "отсидел" в Грузии за неделю

9 сентября завершилась скандальная история с задержанием Грузией турецкого танкера Buket: Тбилиси неожиданно выпустил на свободу капитана судна, чего добивалась Анкара. Напомним, что все началось 16 августа, когда грузинский катер береговой охраны задержал турецкий танкер, направлявшийся с грузом топлива в Абхазию.

Тбилиси конфисковал корабль и груз, а капитан судна "за многократное нарушение госграницы Грузии, правил входа в оккупированные территории и контрабандный перевоз грузов" был приговорен к 24 годам тюремного заключения.

7 сентября история с Buket ом стала предметом обсуждения турецкого и грузинского министров иностранных дел Григола Вашадзе и Ахмета Давутоглу. И через день, 9 сентября, после уплаты владельцами судна штрафа в 18 тысяч долларов, капитан танкера вышел на свободу. Прежнее наказание ему заменили тремя годами тюремного заключения условно.

Почему Грузия отменила первоначальный суровый приговор? Неужели Анкара и Тбилиси урегулировали все спорные моменты, включая право первой торговать с Абхазией, используя морской путь? Об этом в интервью "Правде.Ру" рассказал бывший российский посол в Грузии (1996-2000 гг.) и эксперт Института стран СНГ Феликс Станевский.

– С чем связано такое быстрое и неожиданное освобождение турецкого капитана? Означает ли это, что Грузия испугалась последствий конфронтации с Турцией или, напротив, Анкара отказалась от торговли с Сухумом морским путем, которую она до этого активно развивала?

– Освобождение турецкого капитана отнюдь не было неожиданным. Это манёвр грузинской правящей верхушки. Изначально было ясно, что срок, который присудили турецкому капитану, совершенно неадекватный. Что он такого сделал, чтобы лишить его свободы аж на 24 года?

Бросается в глаза и то, что в предыдущем подобном инциденте азербайджанского капитана отпустили почти сразу.

И в Турции прекрасно понимают смысл действий грузинского руководства. Там изначально знали, что капитан не станет сидеть в тюрьме 24 года. Такой срок ему дали лишь для острастки, в расчете на то, что все торговые партнеры Абхазии прислушаются к голосу Тбилиси и прекратят вести с ней дела.

Грузинские власти демонстрируют, что они и впредь будут сурово карать тех, кто без их ведома повезет грузы в Сухум.

И весь спектакль с осуждением турецкого капитана на 24 года с освобождением через несколько дней нужен был Тбилиси для того, чтобы показать, какой он "строгий". Грузинские власти – мастера в плане театральных постановок, и для них такие действия весьма характерны.

– Неужели грузинское руководство не понимает, с кем имеет дело? Турция – влиятельный игрок в регионе, обладающий одними из самых мощных вооруженных сил и к тому же входящий в блок НАТО, куда так стремится Грузия…

– Надо сказать, что это весьма задиристая публика. Они склонны вступить в драку, не думая о последствиях. Пока с турками это получается. Подчеркиваю, что на данный момент Анкара склонна закрывать глаза на подобные инциденты. Но сколько это будет продолжаться?

Напомню, что история грузино-турецких отношений постсоветского времени наполнена скандалами с задержанием кораблей из Турции. В основном это были небольшие рыболовецкие суда. Теперь же речь идет о танкере. И недовольство действиями Грузии у турок с каждым таким происшествием усиливается.

– Какое влияние оказывает на развитие событий в регионе Запад?

Организации вроде ЕС и НАТО продолжают руководствоваться прежней политической линией: главное – не допустить усиления российского влияния в Абхазии и Грузии. Соответственно, Запад, особенно США, крепко держат свои позиции в Тбилиси. Но Запад не такой однородный, как это можно показаться.

Далеко не все страны поддерживают антироссийский курс. И вряд ли в случае возможного очередного обострения Запад выступит против России единым фронтом. И, как мне кажется, сегодня он просто не готов пойти на крайнее обострение в восточной части Черного моря.

Почему Анкара, невзирая на многочисленные конфискации своих кораблей грузинскими властями, продолжает вести торговлю с Сухумом?

– Турция в "кавказских рамках" претендует на роль региональной супердержавы. Эти амбиции для неё не новы. Сохраняется прежний курс на то, чтобы турецкий флаг был хорошо виден с Кавказских гор отовсюду.

Такая тенденция просматривается по отношению ко всем странам Закавказья. Сегоднятурецкое руководство стремится опереться уже не на один только

24 года турецкий капитан
24 года турецкий капитан "отсидел" в Грузии за неделю
Азербайджан. Установление отношений с Арменией говорит о том, что Турция стала избегать прежней односторонности.

И "абхазское направление" это только подтверждает. Несмотря даже на определенный риск осложнить отношения с Грузией.

– Но не подпортит ли активность Турции на "абхазском направлении" отношения с Россией?

– Думаю, что вряд ли. В последнее десятилетие отношения Москвы и Анкары заметно укрепились, и сегодня они едва ли не самые лучшие за всю историю. Турецкие политики считают, что с Россией можно договориться по всем вопросам, в том числе и по кавказскому.

– Какую роль в развитии абхазо-турецких отношений играет абхазская диаспора в Турции?

– Она оказывает довольно сильное влияние на турецкое руководство. Дело в том, что за свою почти 150-летнюю историю абхазская диаспора завоевала в Турции довольно заметные позиции во многих сферах, начиная с военной и заканчивая политической.

Турецкие политики, учитывая этот факт, хотят использовать влияние абхазской диаспоры для установления выгодных связей с её исторической родиной. В том числе и экономических. Обращаю внимание на то, что турки уже давно торгуют с независимой Абхазией и очень сильно помогают ей в этой сфере. Что наблюдалось еще во времена правления Шеварднадзе.

– Можно ли говорить, что благодаря развитию экономических связей последует и прогресс в политическом плане, вплоть до признания независимости Абхазии со стороны Турции?

Турция заинтересована в максимальном расширении своего присутствия в Абхазии. Но этому мешает отсутствие дипломатического признания республики. И турки локти себе кусают оттого, что русские, первыми сделав это, находятся теперь в гораздо более привилегированном положении.

И они прекрасно понимают соответствующие устремления абхазов, поскольку имеют похожую проблему с северным Кипром, где проживает турецкое меньшинство этого острова. Впрочем, пока о признании Турцией Абхазии говорить рано.

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить