Автор Правда.Ру

ИРАН И ЕВРОПА: УРОКИ СБЛИЖЕНИЯ

Европейский союз объединяет 15 промышленно развитых стран и представляет собой крупнейшую экономическую силу в мире. Он поддерживает двусторонние и многосторонние экономические связи со многими регионами и государствами. С некоторыми странами Евросоюз подписал долгосрочные торговые соглашения и соглашения о сотрудничестве, которые носят стратегический характер. В частности, такие соглашения подписаны с Турцией, Пакистаном и с советом по сотрудничеству стран Персидского залива. В такого рода соглашениях предусматриваются существенные взаимные льготы в таможенной, торговой и инвестиционной областях.

 В настоящее время рассматривается вопрос о вступлении Ирана в круг особых экономических партнеров Европы. В условиях, когда напряженности между Тегераном и Вашингтоном не видно конца из-за нежелания американских лидеров соблюдать принципы взаимного уважения и сохранения суверенитета, иранские дипломаты и экономисты рассматривают укрепление политических и торговых связей и расширение сотрудничества с Европой как одно из стратегических направлений своей деятельности. Идея пойти по пути установления более прочных связей между Ираном и Европой высказывалась давно, однако только с приходом к власти в Иране правительства реформаторов этот вопрос был включен в список первоочередных задач иранского руководства. Важные поездки президента Ирана в европейские страны и многочисленные визиты в Иран делегаций из Европы позволили изменить ситуацию, и большинство европейских государств пересмотрели свои традиционные взгляды в отношении Ирана и отказались от своей прежней подозрительности. Сегодня они предпринимают шаги в совершенно ином направлении. Старые друзья Белого дома из числа членов Евросоюза воздерживаются от совместного с Америкой жесткого противостояния Ирану и возражают против заявлений американских политиков о том, что Иран входит в «ось зла».

 ● Отношения развиваются, и их следует упорядочить

 Прошлый опыт убеждает обе стороны, и Иран, и Европу, в том, что их отношения прежде всего ничем не регламентируются. Поэтому основная задача для обеих сторон состоит в необходимости заключить долгосрочные договоры, спланировать совместную деятельность и упорядочить двусторонние экономические отношения. Отсутствием такой упорядоченности взаимоотношений как раз и объясняются все затруднения, которые возникали как в ходе переговоров до выборов 1997 года, когда Европа в основном критиковала Иран, так и в ходе конструктивных переговоров после прихода к власти Хатами. Итак, период многочисленных взлетов и падений в области политических и экономических отношений прошел. В ходе этого периода сторонам удалось не потерять основную цель, и они пришли к определенным результатам, а именно: в Брюсселе состоялось совещание министров иностранных дел стран Евросоюза, на котором обсуждалось конструктивное предложение комиссии Евросоюза, адресованное совету министров иностранных дел, о начале переговоров с Ираном по поводу заключения долгосрочного договора о торговом сотрудничестве. Это очень важно.

 По заявлениям специалистов, в результате подписания такого договора будут созданы более благоприятные условия для взаимных поставок сторон, а также страны Евросоюза получат от Ирана определенные льготы для своих инвестиций.

 Исполнительные органы этого мощного экономического сообщества не имеют никаких возражений против начала переговоров с Ираном. Однако министры иностранных дел стран Евросоюза на заседании в Брюсселе приняли решение более подробно обсудить этот вопрос на следующем своем заседании, которое должно состояться в июне. В этой связи возникает вопрос, который многие задают себе: почему на заседании в Брюсселе не проводилось голосование по утверждению предложения комиссии? Почему рассмотрение этого предложения перенесено на будущее? Другими словами, что послужило препятствием для заключения соглашения?

 ● Евросоюз – это экономическая или политическая структура?

 По мнению большинства аналитиков, политические интересы Евросоюза не являются препятствием для сотрудничества с другими странами. Они лишь придают этому сотрудничеству особый характер. Вполне естественно, что при заключении соглашения с такими странами, как Иран, помимо экономических выгод большое значение придается и политическим интересам. Не следует ждать от Евросоюза иного подхода. Сегодня Евросоюз – это экономическая и политическая организация. Случается, что политические проблемы служат предлогом для разрыва отношений с другими странами. Члены Евросоюза могут придерживаться разных взглядов на международные проблемы. Так, ряд стран, Германия, Британия и Голландия, с некоторым политическим пристрастием относятся к некоторым государствам, в том числе к Ирану. Расширение отношений Евросоюза с Ираном они ставят в зависимость от степени соблюдения прав человека и от эффективности участия в борьбе с международным терроризмом. С другой стороны, например, Италия, Испания и Греция в меньшей степени увязывают эти проблемы друг с другом. Они считают, что наряду с расширением экономических отношений можно сделать политические заявления по имеющимся проблемам. Вместе с тем, Евросоюз не может не учитывать мнения другого своего важного стратегического партнера, США. В эти дни американцы считают Иран покровителем терроризма и требуют, чтобы Евросоюз и великие державы, такие как Россия, не расширяли свои отношения с Ираном. Еще одним важным фактором, который может оказаться помехой для заключения соглашения между Ираном и Евросоюзом, является неблагоприятная, по мнению европейцев, политическая обстановка внутри Ирана. Подходящим предлогом для противников расширения сотрудничества между Тегераном и Европой может стать характерное для последних лет отношение к прессе в Иране и заключение под стражу некоторых журналистов. Однако некоторые политические и социальные перегибы в молодом иранском обществе до сих пор не позволяли внутренним и внешним противникам политического курса Ирана омрачать светлые горизонты политического будущего этой страны. Кроме того, Евросоюз испытывает политическую и экономическую потребность в таком важном партнере в регионе, как Иран, который также нуждается в сотрудничестве с Евросоюзом, и это является своего рода движущей силой для продолжения расширения отношений между двумя сторонами как в политической, так и в экономической областях.

 ● Наступило ли время для упорядочивания отношений?

 Некоторые наблюдатели, которые не надеются на благоприятные изменения и на достижение политической стабильности внутри Ирана, с сарказмом заявляют, что подходящее время для заключения договора о долгосрочном сотрудничестве между Ираном и Евросоюзом наступит лет через сорок. Другие наблюдатели, которые считают определяющим фактором в сегодняшнем политическом мире высокий уровень экономических отношений и выгоду, получаемую от этих отношений, утверждают, что договор будет заключен в самое ближайшее время. Если не брать во внимание эти две крайние точки зрения, не вызывает сомнения тот факт, что иранцы, оставаясь верными своим моральным и духовным ценностям и желая доказать политическому миру свою верность этим ценностям, распахнут двери для торговли с Европой. При этом они даже могут и не знать о внешнеполитических целях, которые стоят перед Ираном. Для них достаточно того, что подобное сотрудничество необходимо для осуществления реформ, за которые на многочисленных выборах проголосовал иранский народ, а также этого требует политика разрядки напряженности, проводимая как внутри страны, так и за ее пределами. Таким образом сроки заключения соглашения о долгосрочном сотрудничестве с Евросоюзом и степень упорядоченности отношений с ним непосредственно связаны с успехом осуществления реформ в Иране. С другой стороны, для успешного проведения реформ необходимы соглашения о долгосрочном сотрудничестве. Это, бесспорно, учитывают европейские партнеры Ирана. Заседание министров иностранных дел стран Евросоюза в июне покажет, как в Европе оценивают положение в Иране и насколько Евросоюз готов помогать в осуществлении реформ в Иране, по поводу которых европейские политики заявляют, что они заинтересованы в их осуществлении.

Ссылки по теме ИРАН.Ру

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комитет Генассамблеи ООН по социальным, гуманитарным и культурным вопросам принял проект резолюции Украины о ситуации в области прав человека в Крыму. 

ООН приняла резолюцию против Крыма. Что теперь будет?
Комментарии
Ученые предупредили о катастрофе из-за экспериментов с ГМО
Исламисты захватили оружие, поставленное Россией сирийским военным
Главу МИД ФРГ разозлил конфликт между Россией и США из-за СМИ
Коммунисты пообещали Путину страшную судьбу Каддафи
Провинция злится: средняя московская заплата выросла до 90 000 рублей
От чего толстеют россияне
Официальное название Керченскому мосту выберут голосованием
Провинция злится: средняя московская заплата выросла до 90 000 рублей
Главу МИД ФРГ разозлил конфликт между Россией и США из-за СМИ
ООН приняла резолюцию против Крыма. Что теперь будет?
Дело о пайках Росгвардии: махинации или заговор?
ООН приняла резолюцию против Крыма. Что теперь будет?
ООН приняла резолюцию против Крыма. Что теперь будет?
Главу МИД ФРГ разозлил конфликт между Россией и США из-за СМИ
ООН приняла резолюцию против Крыма. Что теперь будет?
Провинция злится: средняя московская заплата выросла до 90 000 рублей
ООН приняла резолюцию против Крыма. Что теперь будет?
Варшава уговаривает европейские страны отказаться от российского газа
Варшава уговаривает европейские страны отказаться от российского газа
Ученые предупредили о катастрофе из-за экспериментов с ГМО
Ученые предупредили о катастрофе из-за экспериментов с ГМО