Почему должников бросают жены?

Мы не заметили, как стали ближе к цивилизации. Чувствуя порой непримиримые разногласия с зарубежными традициями и принципами, мы все же с большим удовольствием примеряем на себя преимущества капитализма.

Кредитные карточки и банкоматы, страхование рисков, краткосрочные и долгосрочные вклады, рассрочки платежей и кредиты, ипотека и кондиционеры, иномарки и отдых в кредит – все это стало бытом среднего россиянина, причем коснулось и тех, чьим местом прописки является деревня Кукуевка Рязанской или какой-нибудь Новосибирской губернии.

Что бы там ни говорили, но жить стало приятнее и потому, что в стране, где долгое время были деньги, но нечего было купить или не было денег и нечего было покупать, теперь появилась реальная возможность выбора и шанс не копить всю жизнь на нужную вещь, а вот так запросто взять и приобрести ее. Накопить – это скучно и трудно. Заработать – тоже, знаете ли, не всем дано. А вот сразу взять необходимую сумму, а потом постепенно отдавать – это реально. Возможность прийти в какой-нибудь торговый центр или ближайшее отделение банка и оформить за 10 минут кредит в 10 000 рублей – это уж совсем из области нового мышления, воплотить в жизнь которое наши банки рискнули буквально несколько лет назад.

И вот, пожалуйста, результат: очереди в этих самых кредитовыдающих центрах такие, что раньше за колбасой было меньше народу. И тут возникла проблемка. Наш человек, как раньше информировали учебник истории – это особая общность советских людей. Даже если уже Советского союза нет 15 лет, а 22 летние детки магнатов могут нынче купить себе небольшой автопарк элитных авто стоимостью по 300 000 евро каждая. То и в таком случае наш человек будет оценивать, стоит или не стоит платить.

И, увы, до сих пор крепко сидит в головах принцип постсоветской бартерной экономики: если можно не платить, то нужно не платить. Заместитель гендиректора столичного коллекторского агентства, занимающегося "выбиванием" долгов из неплательщиков, Алексей Козырев говорит, что важным фактором неблагополучия в потребительском кредитовании можно считать то, что спрос на коллекторские услуги быстро растет.

Кажущаяся безнаказанность для недобросовестных неплательщиков очень обманчива. При том, что никто вроде бы тебе не напоминает о необходимости платить по кредиту вовремя, механизм возврата денег прописан столь же однозначно, как и механизм получения кредита. Если заемщик нарушит срок внесения платежей более трех раз в течение года, то банк может потребовать досрочного погашения кредита. Должнику предлагается добровольно продать взятое в кредит имущество и расплатиться с банком из вырученных денег. А если дело не улаживается миром, то кредитор обращается в суд. Однако нередко эта схема выглядит проще.

Для банков, занимающихся массовым кредитованием населения, индивидуальная работа с проблемным заемщиком по реструктуризации или отсрочке платежей - процедура хлопотная. Легче продать накопившиеся долги коллекторскому агентству, который в любом случае не отстанет от должника. Для коллекторского агентства принципиально важно получить деньги с должника, так как от этого зависит его прибыль (25 - 30 % от суммы кредита) и дальнейшее сотрудничество с нанявшим его банком, потому как коллектор регулярно отчитывается перед банком по каждому кредитному должнику. Иметь дело с профессиональными выбивателями долгов еще неприятнее, чем даже с самим банком и его службой безопасности.

Другое дело, что эти информация о разных тягостных последствиях еще не получили столь широкого распространения в общественном сознании, как информация о возможностях и простоте процедур получения кредитов.

В АКБ «Росбанк» мне рассказали несколько крайне неприятных и поучительных историй, случившихся с реальными людьми. Было бы правильно предавать подобные примеры огласке, возможно, это бы спасло иных горе-заемщиков от постыдной долговой ямы. Сергей Иванов взял автокредит в АКБ «РОСБАНК», практически сразу перестал платить по кредиту, регулярно уклонялся от контактов с сотрудниками банка и затем коллекторского агентства, постоянно сообщал неверную информацию опричинах просроченной задолженности.

Через некоторое время банком было подготовлены материалы для взыскания суммы просроченного кредита через судебные органы. В рамках договора залога , банк реализовал автомобиль, приобретённый Ивановым на кредитные средства. Однако полученных от реализации автомобиля средств не хватило для полного погашения просроченной задолженности по кредиту, а также пеней и штрафов.

Однако полученных от реализации автомобиля средств не хватило для полного погашения просроченной задолженности по кредиту, ввиду применения к Иванову, как к недобросовестному заемщику пеней и штрафов, а главное – за счет большой комиссии которую банк обязан по закону уплатить судебным приставам. Соответственно, если бы Иванов добровольно сотрудничал с банком этого бы не произошло. Банк был вынужден обратиться в судебные органы с заявлением о взыскании долга.

В итоге суд вынес приговор, в рамках которого судебные приставы наложили арест на имущество заёмщика. Помимо прочего, клиент Иванов попал в списки недобросовестных заёмщиков Бюро Кредитных Историй и уже никогда не сможет оформить кредит в каком-либо банке России, также как и прямые члены его семьи. Кроме того, клиента уволили с работы, когда работодатель узнал, что этот сотрудник злостно не исполняет своих обязательств по кредитному договору с Банком. Возникла судимость и проблемы с новым трудоустройством. В довершение к неприятностям, от клиента ушла супруга.

Игорь Фёдоров взял кредит в АКБ «РОСБАНК» , по объективным причинам (резкое снижение доходов вследствие продолжительной болезни) допустил возникновение просроченной задолженности по кредиту, хотя до этого платил по кредиту всегда вовремя. Как следствие, учитывая, что ранее у клиента не было проблем со своевременностью и полнотой платежей, Банк пошел ему на встречу и реструктуризировал задолженность: снизил сумму ежемесячного платежа, увеличил сроки выплаты, не стал брать пеней и штрафов.

Пётр Родников по просьбе нового знакомого согласился оформить на своё имя кредит АКБ «РОСБАНК» на сумму 10.000 рублей. При этом знакомый обещал всегда погашать кредит вовремя и даже досрочно погасить кредит. На вопрос, почему друг не может оформить кредит на своё имя, знакомый сослался на отсутствие в справке о доходах суммы, необходимой для оформления кредита (т.е. фирма, где работал знакомый Родникова выплачивала заработную плату сотрудникам по «чёрной» схеме).

При подписании кредитного договора , Родников не придал значения тому, что в тексте документа была указана сумма не 10.000 рублей, а 200.000 рублей. Через некоторое время Родникову начали поступать звонки из Банка о возникновении просроченной задолженности по кредиту. Родников попытался дозвониться до знакомого, но его сотовый телефон оказался отключён, а на съёмной квартире с недавнего времени живут другие люди. Родников попытался объяснить ситуацию сотрудникам Банка, но это оказало тщетным, и через некоторое время кредит был передан в судебные органы с заявлением о взыскании долга.

Позднее суд вынес приговор, в рамках которого судебные приставы наложили арест на имущество Родникова. Помимо моральных страданий жертва собственной доверчивости поимела серьезные материальные проблемы: клиент попал в списки недобросовестных заёмщиков Бюро Кредитных Историй и уже никогда не сможет оформить кредит в каком-либо банке России, также как и прямые челны его семьи. У клиента до сих пор существуют долги, т.к. для полного погашения просроченного кредита клиент был вынужден обратиться за финансовой помощью к родственникам и друзьям. Возникли сложности с получением визы, когда человек хотел поехать за границу на льготное лечение от предприятия.

Так что, приобщаясь к цивилизации, нашим согражданам все же есть смысл перенимать и традиции цивилизованных общественных отношений, среди которых необходимость платить по долгам считается безусловной и обсуждению не подлежит. Да, в общем-то, и в России в стародавние времена должников сажали в долговые ямы. И это было одним из самых постыдных для приличного человека действий.

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Обсудить