Неизвестная Арктика Верховного правителя

Этот человек известен как Верховный правитель России в годы Гражданской войны. Достаточно вспомнить посвященный ему фильм "Адмирал". Однако политика заняла лишь последние годы его бурной и, без сомнения, полезной для России жизни. Но все-таки Александр Васильевич Колчак — в первую очередь исследователь русской Арктики, совершивший немало открытий.

Об этих полярных страницах его непростой жизни широкому читателю, как выясняется, известно до обидного мало. Да и вообще в опубликованных биографиях Александра Колчака акцент сделан в основном на самые последние, трагические, "революционные" годы его жизни. Ну что ж, попробуем в меру сил исправить это упущение.

Читайте также: Врангель — балтийский немец на службе России

Александр Васильевич Колчак родился 4 ноября 1874 года. Интересно, что происходит он из рода турецких пашей. Среди его предков — Колчак-паша, плененный войсками Миниха при взятии Хотина в 1739. Есть в роду также бугские казаки, потомственные дворяне Херсонской губернии. Очень многие в роду Колчака служили в армии и на флоте.

Например, отец Александра Васильевича Колчака, Василий Иванович, воспитывался в одесской гимназии Ришелье, затем служил в морской артиллерии, прошел курс в Институте корпуса горных инженеров, где изучал металлургию. На Обуховском заводе служил приемщиком Морского ведомства. Ушел в отставку в чине генерал-майора.

Собственно, судьба самого Александра Васильевича была предопределена заранее: его ждал один путь — в военные. В 1888–1894 годах он учился в Морском кадетском корпусе, куда перевелся из Санкт-Петербургской классической гимназии. Был произведен в мичманы. Кроме военного дела, юный Александр Колчак всерьез увлекался точными науками и заводским делом: слесарить выучился в мастерских Обуховского завода, штурманское дело осваивал в Кронштадтской морской обсерватории. Эти науки здорово пригодились в его дальнейшей жизни, полной событий и приключений.

Юного мичмана ждала счастливая морская дорога. В самом конце XIX века на крейсерах "Рюрик" и "Крейсер" Колчак побывал в дальних заграничных плаваниях, о чем тогда мечтал любой молодой мичман. Именно там, в дальних морских походах, он и начал заниматься океанографией, гидрологией, картами течений у берегов Кореи. Он даже пытался самостоятельно изучить китайский язык, поскольку геополитические интересы России тогда простирались и до Поднебесной. Колчак также всерьез готовился к экспедиции в Антарктиду, мечтая дойти до Южного полюса.

В 1900 году, когда Александра Колчака произвели в лейтенанты флота, уже хорошо известный к тому времени исследователь русского Севера барон Эдуард Васильевич Толль предложил ему участвовать в большой Русской полярной экспедиции. В 1900–1902 годах на экспедиционном судне "Заря" Колчак прошел трудный путь по арктическим морям, с двумя зимовками — по одиннадцать месяцев каждая.

Под руководством лейтенанта Колчака проводились комплексные гидрологические исследования, после которых береговая линия западного Таймыра и соседних островов приобрела совершенно новые очертания на картах. Один из вновь открытых у берегов Таймыра островов руководитель экспедиции барон Толль назвал именем Колчака.

После навигации 1902 года "Заря", добравшаяся непосредственно до бухты Тикси, была раздавлена льдами. Толль ушел с тремя соратниками к острову Беннетта по морским льдам, изучать тамошние места. Прошло достаточно много времени, но Толль с товарищами так и не вернулся.

Колчак, вернувшийся в Санкт-Петербург через Якутск, предложил Академии наук для поисков пропавшего барона Толля организовать спасательную экспедицию к острову Беннетта на шлюпках. Ему, как заслуживающему доверие опытному полярнику, дали средства и предоставили полную свободу действий.

На собаках и оленях поисковая экспедиция прибыла в Якутск. И тут было получено известие о нападении японцев на Порт-Артур, грянула бесславная русско-японская война. Поиски пропавшей экспедиции решено было отложить до лучших времен…

Читайте также: Полярный одиночка, приручивший Таймыр

Александр Колчак телеграфировал Академии просьбу об отчислении в Морское ведомство и о направлении в район боевых действий. Пока решался вопрос о его переводе, Колчак с невестой перебрались в Иркутск, где в местном географическом обществеон сделал доклад "О современном положении Русской полярной экспедиции", вызвавшем огромный интерес научной общественности. Затем Колчак отправился в воюющий Порт-Артур.

Там он служил вахтенным начальником на крейсере "Аскольд", артиллерийским офицером на минном заградителе "Амур", командиром эскадренного миноносца "Сердитый". На поставленной им к югу от Порт-Артура минной банке подорвался и погиб японский крейсер "Такасаго".

Однако тут его снова постигла тяжелая пневмония, начавшаяся еще во времена полярных походов, и он вынужден был перейти и плавсостава на сухопутный фронт, командовать батареей морских орудий в вооруженном секторе Скалистых гор. Ну, а общий итог героической обороны Порт-Артура известен: город и крепость были сданы японцам, а их защитники попали в плен.

Лишь через год побывавший в японском плену Александр Колчак, из-за болезней ставший практически инвалидом, через Америку добрался до Санкт-Петербурга. До мая 1906 года Колчак приводил в порядок и обрабатывал экспедиционные материалы, была подготовлена книга "Лед Карского и Сибирского морей".

В январе 1906 он стал одним из четверых основателей и председателем полуофициального офицерского Санкт-Петербургского Морского кружка. Вместе с другими его членами он разработал записку о создании Морского Генерального штаба как органа, ведающего специальной подготовкой флота к войне. Офицеры предсказали большую войну с Германией в 1915 году. И оказались практически правы…

В 1907 Главное гидрографическое управление Морского ведомства начало подготовку Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана. Колчак разработал один из проектов этой экспедиции. В мае 1908 в чине капитана 2-го ранга Александр Колчак стал командиром спущенного на воду ледокольного транспорта большого радиуса действия "Вайгач", оборудованного специально для картографических работ.

Весь экипаж экспедиции состоял из военных моряков-добровольцев, на всех офицеров возлагались научные обязанности. Судну предстояло дальнее плавание из Санкт-Петербурга во Владивосток. Во время этого плавания Александр Колчак, кроме командования судном и руководства общими научными изысканиями, работал и, так сказать, по "личной программе". Итог его исследований — полтора десятка наделавших много шуму в научных кругах крупных научных статей об океанских течениях, а также о флоре и фауне трех океанов.

Но приближалась Первая мировая война, и Колчак, как патриот России, подает рапорт о переводе его на действующий флот. И это несмотря на болезни, полученные в полярных экспедициях — ревматизм, хроническая пневмония, бронхит и так далее. Исторические хроники сохранили любопытный эпизод из того периода жизни Александра Колчака.

Читайте также: Вспомнят ли Китай и Россия русского героя?

В те времена в армии и на флоте существовало что-то вроде медицинской комиссии, которая решала, может ли офицер служить или его нужно уволить по здоровью. Так вот, Колчаку пришлось пойти на хитрость, чтобы усыпить бдительность врачей — и он, как отличный специалист, был назначен на действующий флот.

Служба Колчака во время Первой мировой войны — это отдельная тема. Достаточно сказать, что в 1916 году он становится адмиралом, а к 1917 году он уже был награжден за героизм всеми возможными императорскими наградами.

А далее судьба Александра Колчака заштормила в опасном океане революционных перемен, загорелась в пламени трагической гражданской войны. В ночь на 18 ноября 1918 года в Омске произошел военный переворот, выдвинувший Колчака на вершину власти. Возникший буквально из ниоткуда Совет министров настоял на его провозглашении Верховным Правителем России, Верховным Главнокомандующим вооруженных сил и на производстве полным адмиралом.

7 февраля 1920 в 4 часа утра преданного союзниками Александра Колчака вместе с премьером Пепеляевым расстреляли на берегу реки Ушаковки и сбросили в прорубь. Впрочем, это уже совсем другая история…

Так или иначе, если бы не было в его жизни этих трагических страниц последних лет жизни, Александр Колчак остался бы в истории как знаменитый полярный исследователь, первопроходец русской Арктики. И он остался!

Читайте самое интересное в разделе "Общество"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Трамп запустит план по установлению господства США в энергетике
Земле обещают синее Солнце и "полный мрак" на две недели
NASA обещает сенсацию о жизни на других планетах
Американская защитница Лимпопо грозит России новыми санкциями
Константин ЗАТУЛИН — о законопроекте об упрощении получения российского гражданства
Тегеран установил безвизовый режим для туристов из России
Через восемь лет Россию накроет купол ПРО
На Марсе обнаружена загадочная "база"
Иcтории любви: Пастернак и его Лара
Через восемь лет Россию накроет купол ПРО
На Марсе обнаружена загадочная "база"
На Марсе обнаружена загадочная "база"
На Марсе обнаружена загадочная "база"
Через восемь лет Россию накроет купол ПРО
Контуры большой войны: Иран и Израиль сойдутся в смертельной схватке в Сирии?
Андрей ФУРСОВ: кто хочет вернуть Россию в "святые" 90-е?
Американская защитница Лимпопо грозит России новыми санкциями
Ученые назвали лучшее средство от боли
Через восемь лет Россию накроет купол ПРО
Через восемь лет Россию накроет купол ПРО
Контуры большой войны: Иран и Израиль сойдутся в смертельной схватке в Сирии?