Выпускники автошкол не способны водить автомобиль

Ученые узнали, откуда на дорогах "чайники"

Четверть выпускников автошкол в принципе не готовы к тому, чтобы в будущем сесть за руль, — к такому выводу пришли специалисты Западносибирского филиала Научно-исследовательского центра безопасности дорожного движения по результатам исследования кемеровских автошкол. Нынешняя ситуация на дорогах требует нового подхода к подготовке автолюбителей.

"У водителя достаточно хорошо должны работать восприятие, внимание, мышление и память. Это четыре психофизиологических показателя, которые отвечают за безопасность человека на дороге. Наши исследования показали, что четверть будущих водителей вообще не пригодны к тому, чтобы сесть за руль", — приводит мнение руководителя Кемеровского психолого-валеологического центра Александр Федоров ресурс info. sibnet.ru.

Отметим, что в данном случае в стороне остались люди, которые по явным медицинским показаниям не могут водить автомобили. То есть, речь идет о практически здоровых людях, у которых, тем не менее, существуют определенные недостатки в ключевых водительских компетенциях.

"Дело в опыте, быстроте психических реакций и многих других составляющих. При наличии навыков вождения и здоровой психики, любой человек, независимо от возраста и пола, будет адекватно вести себя на дороге", — уверен заместитель главного редактора журнала "За рулем" Игорь Моржаретто.

Тем не менее, западные специалисты, основываясь на подробных статистических данных, утверждают, что существуют критичный и оптимальный возрасты для вождения авто. Самая опасная для себя и окружающих группа водителей — 20-летние автомобилисты обоих полов. А вот лучший "автомобильный" возраст наступает для мужчин и женщин примерно с 33 лет и длится до 54-55 лет.

Читайте также: И снова о прекрасной даме. За рулем

Возможно, если бы плотность потока и скорость движения на нынешних дорогах были бы не столь высоки, подобные недостатки были бы малозначимыми. Однако количество ДТП, происходящих по вине граждан, а также поведение многих автолюбителей на дорогах позволяют предположить, что кемеровские специалисты обеспокоены не зря.

"Возможно, нужны какие-то азы психологической подготовки. Хотя, думаю, что все, кто психологически не готов к управлению автомобилем, не должны быть допущены медкомиссией к обучению в школе", — говорит в комментарии "Правде.Ру" заместитель главного редактора журнала "За рулем" Игорь Моржаретто.

Переводя проблему в практическую плоскость, следует говорить о том, что в сегодняшней России существуют провалы на всех основных этапах пути к получению водительских прав. Начиная с того, что документ просто можно купить, не говоря уже о медсправках.

"Медкомиссии у нас существуют формально. Справку можно купить за 500 рублей на любом углу и пойти учиться в школу. Автошкола же должна привить навыки вождения, и не только на площадке, как это обычно происходит, а в первую очередь — именно на городских улицах, в реальных условиях, как это делается во всем мире", — говорит Моржаретто.

Кемеровский центр безопасности дорожного движения провел исследование, которое показало, что подготовка в автошколах осуществляется по принципу натаскивания на определенные ответы, поведению в различных реальных дорожных ситуациях никто не учит. Специалисты немного перефразировали вопросы, которые задают на экзамене в ГИБДД. И модифицированное тестирование прошли всего десять процентов опрошенных будущих водителей.

Читайте также: Пьяный автоинструктор чуть не откусил гаишнику нос

"Сегодняшние выпускники автошкол не готовы к вождению, — соглашается Игорь Моржаретто. — Кто-то быстро вписывается в систему и привыкает, это нормально. Но есть люди, которые осваиваются на дорогах очень тяжело".

Отставания по указанным показателям отнюдь не являются критическими. Проблемы возникают из-за того, что таких водителей необходимо "подтягивать" в процессе обучения.

"Необходимые психофизиологические показатели можно оттачивать, для этого нужно индивидуализировать программы обучения в автошколах, как это сделано за границей. В автошколе зачастую происходит заучивание билетов, но когда человек садится за руль, оказывается, что он просто не способен переработать тот поток информации, который требуется ему для безопасного движения", — поясняет Александр Федоров.

Однако делается это лишь в немногих школах, в большинстве же работает стандартный конвейер. На сегодняшний день реальный контроль над учебным процессом в многочисленных автомобильных школах практически отсутствует.

"За автошколы у нас толком никто не отвечает. Минобразования пишет некие программы, в МВД говорят, что школы им не подчиняются, хотя они и формируют темы экзаменов. Нужно определить, кто несет ответственность за качество образования в автошколах. Я считаю, что этим должны заниматься муниципалитеты: и обучением, и экзаменами, — как во всем мире", — отмечает Моржаретто.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Анатолий Мирановский
Анатолий Мирановский — журналист, обозреватель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить