Парковки: соблюдать нельзя нарушить

Недавно ГИБДД Москвы отчиталось: за последний месяц за неправильную парковку было оштрафовано более 170 тысяч водителей.

Стандартных реакций две.

Со стороны чиновников, в т. ч. от ГИБДД: "Ура, отчитались!"

Со стороны водителей — разнообразно, но в целом нецензурно.

А вот если подумать, то реакция должна быть третья… Помните, что такое "потемкинские деревни"?

Это, проще говоря, показушные мероприятия, предназначенные для услаждения взора начальства, и при этом бесполезные с практической точки зрения. Несмотря на то, что оригинальная история про графа Потемкина, который якобы выстроил декорации по пути следования Екатерины II и даже перегонял единственное стадо, выдавая за разные, — миф (приписывается саксонскому дипломату Гельбигу), метафора прочно вошла в русский язык.

Читайте также: Взятку в ГАИ приравняли к "упущенной выгоде"?

Так вот, все эти стотысячные оштрафованные очень напоминают ситуацию с "потемкинскими деревнями". Нет, их, конечно, на самом деле оштрафовали. А вот результативность подобной акции вызывает, мягко говоря, сомнение…

В чем суть проблемы?

Все просто: в настоящее время из-за небольших штрафов водителям de facto можно не обращать внимания на место парковки. Ну, оштрафуют. Максимум — 300 рублей. На платной стоянке зачастую как минимум не дешевле.

Так что москвичи паркуются разнообразно и с выдумкой, часто занимая второй ряд движения, а особо альтернативно одаренные — и третий, в результате чего проехать мимо становится явно нетривиальной задачей. О такой мелочи, как стоянка на тротуаре, никто и не вспоминает, наоборот — считают паркующихся с таким нарушением заботливыми, чуткими индивидами: пешеход может обойти машину на тротуаре без проблем, и она не мешает проезду. Пешеходы даже не возмущаются, прекрасно понимая ситуацию.

Конечно, те, кто паркуется на "зебрах", остановках общественного транспорта, одобрения не вызывают, — но куда деваться-то?! Особенно в центре, где дороги с двумя полосами движения превращаются в однополосные, так как правый ряд — это спонтанная парковка.

Подавляющее большинство автомобилистов годами паркует свои машины с нарушениями ПДД и будет делать это впредь — можно честно сказать, что недавний рейд — это лишь разовая акция.

Фото: AP

В марте этого года Мосгордума внесла законопроект (еще не принят) об увеличении штрафов за нарушение правил парковки в несколько раз, планируя довести их до тысяч рублей.

Впрочем, местами такие штрафы есть и сейчас — согласно КоАП г. Москвы, статье 4.41, "Размещение транспортных средств на территории, занятой зелеными насаждениями, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей".

Недавно я сам писал статью, где выступал за увеличение штрафов за нарушение ПДД. Честно — о парковке я не подумал. Одно дело — проезд на красный свет, обгон справа, пересечение двойной линии и прочие действия, серьезно увеличивающие вероятность дорожно-транспортных происшествий.

Но парковка… А куда встать-то?! Вот честно?

Да, машины мешают. И другим автомобилям, и проезду спецслужб (сразу вспоминается пожар в здании банка несколько лет назад, когда пожарные машины не могли подъехать достаточно близко, и в результате погибли люди).

Но парковаться-то где?

Просто запретить — так уже запрещено. Поднять штрафы — люди озлобятся, и будут правы: нельзя все решать запретительными мерами, особенно когда нарушения вынужденные, а не обдуманно асоциальные.

И дело даже не в "почему ему можно, а мне нельзя" — пусть преимущество останется лишь у машин со спецраскраской (а не мигалками и "блатными" номерами!) — скорой помощи, МВД, пожарных. Не поможет — их слишком мало, ситуация останется в том же виде.

Сделать систему пропусков в центр? Их радостно начнут подделывать и продавать.

Всякие хитрые системы (есть в некоторых странах) вида "по четным числам ездят те, у кого номера четные, а по нечетным — те, у кого нечетные" не пройдут по той же причине, что и пропуска. Наоборот — многие купят вторую (или используют уже имеющуюся) машину, и станет еще интереснее.

Есть, конечно, идея, потрясающая своей оригинальностью — понастроить парковок. Вот только их практически нет и в ближайшее время не предвидится. А если где и есть, то стоимость места там такова, что куда логичнее оставлять автомобиль у подъезда.

Не буду мудрствовать, скажу честно: я не знаю рецепта, как решить эту ситуацию "с ходу".

Зато я четко понимаю другое: сначала надо разработать принципиальную схему решения проблемы, потом ее осуществить, а уж потом, когда будет реальная возможность не нарушать правила, строго штрафовать за их нарушение.

А иначе — это не решение проблемы, а так — "потемкинские рейды".

Читайте все самое интересное в рубрике "Жизнь"

Автор Андрей Борцов
Андрей Борцов — российский публицист, автор Правды.Ру
Обсудить