Исследования: Луна внутри жидкая

Команда геофизиков путем компьютерного моделирования пришла к заключению, что ядро Луны окружает так называемый жидкий слой. Результаты исследования были опубликованы в научном журнале. Также выяснилось, что форма спутника Земли существенно изменилась под влиянием приливных сил. При этом "темная" сторона Луны задает все больше загадок ученым.

Жидким слоем называют тонкую вязкую среду, которая расположена между астеносферой — нижней мантией Луны — и ее ядром. Толщина этого слоя неравномерна, и именно он способствует затуханию сейсмических волн. Ранее считалось, что между жидким внешним ядром в центре спутника и астеносферой находится частично расплавленный пограничный слой толщиной менее 500 километров, который образовался на ранних этапах формирования Луны. Между тем, компьютерная модель показывает, что под астеносферой расположен еще один дополнительный слой.

Откуда же он взялся? По мнению специалистов, эта жидкая среда возникла благодаря трению в лунных недрах, обусловленному гравитационным взаимодействием с Землей. Исследователи учли регулярные колебания гравитационного поля Луны, во время которых ее ядро совершает "скользящие" движения. При этом жидкий слой играет роль смазки при скольжении.

Читайте также: Куда можно переселить человечество

Однако если предложенная теория верна, то непонятно, почему же за 4,5 миллиарда лет с того момента, как образовалась система Земля-Луна, слой жидкости между ядром и мантией земного спутника так и не смог затвердеть. Не исключено, что изначально у ученых было ошибочное представление о происхождении и эволюции Луны.

В свою очередь, недавно планетологи из США и Южной Кореи пришли к выводу, что форма Луны не всегда была такой, как сейчас. В своей работе, опубликованной в журнале Nature, они пишут о воздействии на геометрическую форму спутника приливных эффектов.

Читайте также: Сигналы из космоса дают надежду на жизнь

Более ранние исследования установили, что современную форму Луна приобрела под воздействием двух основных факторов. Первый связан с охлаждением на ранних этапах эволюции, которое привело к формированию твердой внешней коры: затвердевая, последняя плавала в расплавленной мантии. Поскольку небесное тело вращалось, со временем оно обрело характерную форму, будучи сплющенным у полюсов и растянутым у экватора.

Второй фактор — это приливы, которые связаны с притяжением Земли. Земная гравитация вызывает приливные волны в недрах спутника, что приводит к трению между его внутренними слоями и образованию выпуклостей в экваториальных областях.

Также эксперты выяснили, что отклонение геометрической оси Луны от оси, проходящей через центр ее тяжести, составляет около 30 градусов и различается на несколько градусов в разных областях спутника. Это, по мнению ученых, ведет к изменениям ориентации Луны в

пространстве. К тому же, отмечают они, из-за того, что на Луне почти отсутствует атмосфера, она легко уязвима для астероидов, которые за прошедшие четыре миллиарда лет неоднократно "атаковали" поверхность спутника, сформировав характерный рельеф со множеством кратеров. Таким образом, толщина лунной коры оказалась неоднородной.

Одной из самых больших загадок Луны, в то же время, являются значительные различия в строении между стороной, повернутой к Земле, и скрытой "темной" стороной. Согласно общепринятым представлениям, Луна образовалась в результате столкновения Земли с другим крупным космическим телом, скорее всего, планетой. Выбитый ударом кусок земной коры, оставшись на орбите, застыл и превратился в наш естественный спутник.