Пчелы жестоко подавляют оппозицию

Последнее время ученые заинтересовались вопросом: как коллективы животных принимают согласованные решения? Первые же эксперименты показали, что механизм принятия групповых решений сложнее, чем просто следование за большинством. По словам биологов, коллектив действует подобно одному большому мозгу. На этот раз объектом исследования ученых стали пчелы.

"Правда.Ру" уже рассказывала о том, как у стайных рыбок мнение упрямого меньшинства порой оказывалось решающим.

Читайте об этом: Упрямое меньшинство навяжет свое мнение

Ученые постепенно приходят к мнению, что базовые принципы построения организованного коллектива сходны у разных организмов, от бактерий до высших млекопитающих. Тем интереснее становится изучать особенности поведения насекомых или рыб — ведь получается, что открытые законы можно применить и к сообществам людей.

Более того, исследователи находят подобие между стратегиями выбора в коллективе животных и механизмами принятия решений в нейронных сетях мозга. То есть в моменты выбора организованная группа особей того или иного вида действует, как единый разум!

Впрочем, даже внутри отдельно взятого мозга случаются противоречия. То же происходит и в коллективе животных. Однако поскольку согласованное решение необходимо для выживания и сохранения коллектива единым, некоторых "неугодных" (будь то отдельные нейроны или особи, несогласные с мнением большинства) легче заставить замолчать.

К примеру, так происходит у роящихся пчел. Рой, вылетевший из "отчего гнезда" для основания новой семьи, состоит из нескольких тысяч особей. Несколько наиболее опытных и старых пчел из их числа берут на себя роль разведчиков. Они отделяются от основной массы и ищут место для нового гнезда, пока остальной рой ждет их, повиснув возле какой-нибудь опоры.

Найдя в окрестностях подходящее жилище, пчела-разведчица возвращается к соплеменникам и при помощи специфического танца сообщает им о местоположении потенциального улья. Узнав о ее находке, другие разведчицы могут вознамериться также посетить указанное место. Если они согласятся с выбором первой, то тоже начнут танцевать, агитируя остальных.

Но в случае, когда подходящих мест оказывается несколько, за каждое из них может выступать своя группа разведчиц. Разделяться рою нельзя, потому что, как правило, матка в нем лишь одна. Все пчеловоды знают, что если после выхода первого роя семья отпускает с первой же вышедшей из маточника маткой второй рой, так называемый "вторак", а за ним и "третьяк", это сильно ослабляет пчелиную колонию.

Таким образом, в интересах всего роя как можно скорее принять общее решение. Как выяснили ученые, разведчицы просто-напросто… вынуждают оппоненток замолчать. Биологам уже было известно, что пчелы-разведчицы имеют особый "стоп-сигнал", убеждающий коллег прекратитьтанцы. Пчелы используют его в тех случаях, когда видят, что другие разведчицы подталкивают соплеменников лететь для сбора меда в какое-то опасное место.

Для этого они буквально бодают провокаторов: пчела, посылающая стоп-сигнал, тыкается в танцующую разведчицу головой, при этом очень вибрирует крылышками с частотой около 350 Гц в течение 150-200 милисекунд, издавая характерное резкое жужжание. Это не заставляет "провокаторшу" прекратить танец сразу, но снижает продолжительность танца по мере роста числа полученных стоп-сигналов.